Центральный фрагмент картины Питера Брейгеля старшего Падение мятежных ангелов, с фигурой Архангела Михаила и дьяволом. Картина в коллекции брюссельского Королевского музея изящных искусств c середины XIX века и даже странно, что никто еще не написал, что Св.Михаил здесь - как будто сошел со шпиля брюссельской же Ратуши (вместе с дьяволом, с которым он жестко соединен, см. под катом). Другие ангелы написаны просто как люди в белых одеждах с крыльями, Архангел же весь из позолоченных доспехов с черным дьяволом в ногах, ну вылитый ратушный флюгер, особенно если на него снизу смотреть. Но у меня есть возможность показать вам, как выглядит оригинал флюгера вблизи, потому что в честь 20-летия занесения Гран-плас в списки наследия Юнеско, он был впервые (после снятия с ратушного шпиля в прошлом веке) представлен публике на выставке в музее города.
Вот еще Архангел у Брейгеля покрупнее для сравнения.
Оригинал флюгера представляет собой преинтереснейшую конструкцию, ведь он должен крутиться по ветру, но при этом не развалиться от своей ассиметричности, в силу разной парусности разных частей. Очевидно раз он с XV века несколько веков продержался, авторы этот вопрос продумали.
Ну и кроме того, он должен быть хорошо виден снизу (почти 100 метров высоты - это не шутка). У Брейгеля таких проблем не было. На фотографии хорошо виден размер флюгера.
Язык дьявола соединен с щитом Архангела для жесткости конструкции. Снизу этого конечно совершенно не видно.
И лапки, видимо с когтями, у него забавные - растроенные так, чтобы в любом положении флюгера снизу были видны как надо.
Здесь видны остатки оригинального цвета (как у Брейгеля)? и кроме того вот это "ушко" на колене только на одной ноге, видно для уравновешивания щита и головы дьявола с другой стороны.
Левая нога архангела,а у того что у Брейгеля на правой ноге носок загнут вниз. Ну в таких доспехах не походишь, только летать (или на лошади сидеть, если не архангел и посадили). Снизу этого, конечно, ну никак не разглядеть.