Брюссель и семья Петипа.

Mar 10, 2018 21:10

К 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа.



Современный вид театра Ла Моннэ ( март 2018).

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в семье танцовщика и балетмейстера Жана-Антуана Петипа в Марселе. В Марселе же родился его старший брат Люсьен ( в 1815), который , как и Мариус, станет выдающимся Петипа, но как танцовщик, а не балетмейстер. Уже в 1819 году их отец Ж.-А.Петипа переселяется с семьей в Брюссель, где возглавит балетную труппу театра Ла Моннэ. Если в жизни братьев Петипа Брюссель занимает особенное место -- они здесь выросли, получили музыкальное образование, впервые вышли на сцену -- но безусловно не главное, то у Петипа-отца на Брюссель приходится апогей карьеры. Мало того, что ¾ из всех поставленных им балетов увидели свет в Брюсселе, он еще и был первым руководителем (или даже основателем) Школы танца при Моннэ, в которой учились и оба его сына. Мариус, уехав в 1832 году с семьей на гастроли, больше никогда в Брюссель не возвращался (в отличие от отца и старшего брата). Но имя Мариуса Петипа на афишах Моннэ еще появлялось в 1872 и 1936 годах, когда в театре шли его балеты.
Приглашаю вас "прогуляться " по следам семейства Петипа в Брюсселе:





Театр Ла Моннэ был основан в 1700 году, но с марта 1817 года началась постройка нового здания сразу за старым (по приказу голландского короля Вильгельма I, который после Венского конгресса стал королем единых Нидерландов). В мае 1819 новый зал был торжественно открыт. На инаугурационном спектакле присутствовали не только король с королевой, но и принц Оранский с Анной Павловной. В афише этого спектакля уже появилось имя Петипа-отца, как постановщика нового дивертисмента. (Отмечу в скобках, что и на старой сцене Петипа-отец успел поработать, как первый танцовщик парижского театра Сант-Мартанских ворот, в 1815 и 1818 годах.)
Его жена и мать Люсьена и Мариуса была драматической актрисой и с 1821 по 1824 год (между рождением двух младших детей) играла во множестве спектаклей на сцене того же Ла Моннэ (который до середины XIX века представлял все жанры спектаклей). В афишах она значилась, как Г-жа Петипа.



Проживали они на улице Невесты. На этой карте (1858) можно увидеть и театр и, главное, улицу Невесты до грандиозных работ, в результате которых Сенна была убрана в подземное русло, а от этой улицы осталось только последние 100 метров. Согласно Ж. Д'Оста в 1821 году на этой же улице было построено помещение для Школы танцев и склада громоздких декораций Ла Моннэ. Согласно же Ж. Сале создание Школы танца с Петипа в качестве директора приходится на сезон 1826-1827. В архивах города сохранился контракт этой Школы. В нее набирали 15 учеников (не младше 7 лет, не старше 14), среди которых только трое заслуженных получали вознаграждение в 200 фр в год, а остальные без какого-либо оплаты должны были танцевать в Моннэ каждый раз, когда в этом возникала надобность. В конце первого года проходил экзамен для определения перспективных, которые могли что-то получить в театре, и неспособных, которые исключались. На второй же год экзамен выявлял тех заслуженных, которые фактически получали годовую зарплату в 200 ф. Родители или опекуны заключали контракт со Школой не менее, чем на 3 года. Тем не менее Школа за собой оставляла право расторгнуть контракт после первого экзамена.

В качестве ученика этой Школы Люсьен танцевал Пастуха в «Алине, королеве Голкондской» в 1828 году, а в «Тщетной предосторожности» в 1829 году танцевали уже и Люсьен (героя-любовника) и Мариус (его соперника). Еще раньше Мариус появляется в Дансомании Гарделя и Карнавале в Венеции Крейтцера.



Фотография улицы Невесты, довольно поздняя, но до работ. Вид в сторону площади де Брукер (которой еще не было, на ее месте стоит церковь).



На этой открытке начала прошлого века уже улица Невесты после работ, уже никакой Сенны, улица ответвляется налево от бульвара Адольфа Макса.



Вот современный соответствующий вид. Видно, что на левой стороне не сохранилось ничего даже по сравнению с открыткой, вся застройка совершенно современная.



Правой стороне повезло чуть больше.



Вот вид на нее с другой стороны (с пересечения с улицей Нового моста). Интересно, что практически в то же время, что и семейство Петипа, с 1824 по 1830 год на этой же улице проживал генерал Хосе Сан-Мартин, один из руководителей Войны за освобождение Латинской Америки от испанцев. Это он удостоен мемориальной доски, видной на фотографии.



Из 20 балетов, фигурирущих в Википедии, как основные у балетмейстера Петипа-отца, 15 поставлены в Брюсселе, 2 - в Мадриде, по одному - в Париже и Марселе и 1 - в Санкт-Петербурге вместе с Мариусом Петипа.
Как нетрудно посчитать, семейство Петипа жило в Брюсселе в голландский период и они стали свидетелями бельгийской революции. О трудностях, возникших в это время, вспоминал Мариус Петипа: "Театры прекратили свою деятельность на целых пятнадцать месяцев. Тяжелое то было для отца моего время. Нелегко было прокормить семью, лишившись главного источника доходов; часто не хватало нам самого необходимого,..." (Мемуары М.И.Петипа). С 1832 года и у Люсьена и Мариуса появляются ангажементы во Франции: в Бордо, в Париже. Мариус больше никогда не вернется в Брюссель. А Люсьен приезжал танцевать на гастроли в качестве первого танцовщика Парижской Оперы в 1844 году (любопытно, что он был объявлен, как бывший ученик Школы танца при Моннэ. А еще позже, когда он перестанет танцевать после несчастного случая, он даже один сезон (в 1872 году) руководил этой самой школой и балетной труппой Моннэ. Именно тогда имя Мариуса Петипа впервые после его отъезда из Брюсселя вновь появилось на афишах: Люсьен ставил балет брата Парижский рынок на музыку Ц.Пуни.

Интересно, что в Европе по настоящему узнали и заговорили о балетмейстере М.Петипа, только в начале XX века, благодаря Дягилеву с его Русскими сезонами. Во время представления труппой Дягилева Лебединого озера имя М.Петипа было на афишах.

В 30-е годы в Ля Моннэ был нанят русский танцовщие и хореограф Леонид Качуровский, воспитанник труппы Дягилева, с 1934 года он был главным балетмейстером театра и в 1936 году поставил Лебединое озеро (одноактный балет Мариуса Петипа), где он и Мария Чернова исполняли главные партии. Как вы может быть уже поняли, на афишах Лебединого озера Мариус Петипа значился, как бывший ученик Школы танца Моннэ
(в скобках замечу, что вдова Л.Качуровского Мария Чернова умерла в Брюсселе, в Укле, в 2006 году в возрасте 97 лет).

Брюссель, М.И. Петипа, личности, мои фото

Previous post Next post
Up