А.Дюма бывал в Брюсселе много раз, но все обычно пишут только о самом длительном (больше двух лет) его пребывании в столице Бельгии. Тогда он приехал (кстати вместе с Дюма-сыном) в декабре 1851 года, то есть практически одновременно с В.Гюго (и на десяток лет раньше Л.Толстого и Ш.Бодлера). Хотя по времени отьезд писателя из Франции и совпал с политической эмиграцией многих его соотечественников (самым известным из которых был В.Гюго), вызванной воцарением Наполеона III , продиктован он был чисто финансовыми обстоятельствами. Огромные долги Дюма превысили его тоже немалые доходы и он скрылся от своих кредиторов в Брюссель, где ему не грозила долговая тюрьма, и где он смог продолжать жить на широкую ногу. Сначала он остановился в отеле Европа на Королевской площади (сейчас в этом здании музей Магритта). Но потом обзавелся собственным домом на бульваре Ватерлоо: снял (купил до 1855) там два смежных дома, снес между ними стену, обставил в восточном вкусе зону для приемов и обедов. Сам работал в скромной мансарде , чередуя работу со сном.
Несмотря на всю известность Дюма и многочисленные подробности его брюссельской жизни я долго не могла приступить к посвященной ему главе
Литературного Брюсселя. Дело в том, что не только дом на бульваре Ватерлоо не сохранился, но даже никаких его изображений не нашлось. С трудом верится, что никто не сфотографировал этот дом с мемориальной доской перед сносом в 1976 году, но мне такие фотографии пока не попадались, даже в качестве иллюстраций в чужих трудах. То есть картинок, вокруг которых можно построить рассказ не было.
С другой стороны, Дюма все время работал (даже в поезде, наведываясь в Париж, а тогда это занимало около 10 часов, а не 1 час 20 минут, как сейчас) и написал больше 10-ти романов, три пьесы, а еще статьи и мемуары. Но учитывая, что общий список его произведений насчитывает не одну сотню наименований, а брюссельские романы не входят в тот десяток, который у всех на слуху, вокруг написанного в Брюсселе интересная тема тоже не просматривалась.
Но недавно проблема с сюжетом данной главы счастливо разрешилась. Оказалось, что А.Дюма уже обо всем сам позаботился, написав на склоне лет Любовное приключение ( доступное в сети по-русски), в котором в том числе описал, как он показывал Брюссель в 1856 году одной очаровательной даме. Можно ли придумать более привлекательный для меня сюжет, чем А.Дюма в роли гида по Брюсселю!
Гостиница Европа на Королевской площади, где Дюма жил до переезда в дом на бульваре Ватерлоо, и где, как он говорит своей спутнице из Любовного приключения, он обычно останавливается, бывая в Брюсселе.
- <...>Где вы обычно останавливаетесь?
- В гостинице «Европа»; но там обо мне сложилось столь плохое мнение, что ради вас я предпочел бы поехать в другое место.
Итак наши герои прибыли в Брюссель из Парижа, остановились в гостинице Швеция. Все это происходит осенью 1856 года. Прежде, чем цитировать Дюма дальше, думаю не лишне будет напомнить, насколько тогдашний Брюссель отличался не только от нынешнего, но и от того, каким он стал к концу XIX века. Сенна еще протекала через город, то есть ни центральных бульваров, ни Биржи, ни площади де Брукер, ни Метрополя, еще не было. В Верхнем городе не было ни Дворца Юстиции (Мамонта), ни синагоги, ни Консерватории, ни сквера Малый Саблон. Саблонская церковь была вся застроена домами, здание музея тоже еще не было построено. Куда же Дюма поведет свою даму?
- А что стоит смотреть в Брюсселе?
- Церковь святой Гудулы, площадь Ратуши, пассаж святого Губерта.
- Что еще?
- Еще Зеленую аллею.
Собор Св.Михаила и Гудулы (который Дюма, как завзятый брюсселец называет просто Св.Гудулой), Гран-плас (Ратушная площадь) и Галереи Св.Юбера и сейчас входят в любую обзорную экскурсию и ничуть не потеряли своей привлекательности по сравнению с серединой позапрошлого века. Чего нельзя сказать про Зеленую аллею, модный променад вдоль канала, уже скоро забросят ради аллей авеню Луизы (которой еще тоже не было, когда Дюма выступал в роли гида), а в наше время это просто дорога вдоль грузового порта на канале и нужно обладать недюжинным воображением, чтобы представить ее любимым местом для прогулок брюссельцев.
Вот на этой открытке начала прошлого века видна уже потерявшая свою популярность Зеленая аллея.
Но во времена Дюма таких почтовых открыток тоже еще не было! Чем же проиллюстрировать его Брюссель? Для этого как нельзя лучше подходят так называемые фарфоровые карточки, рекламные визитные карточки, которые походили на фарфор из-за покрытия цирусситом (белой свинцовой рудой). В Бельгии их производство процветало с 1840 по 1865 год, потом они вышли из употребления из-за вредности свинца. На них можно найти все три достопримечательности, упомянутых Дюма:
Св.Гудула
Ратуша на Гран-плас.
Пассаж Св. Губерта.
Но началась прогулка наших героев не с них, а с "кабачка"! И это очень по-брюссельски!
- Хорошо, отведите меня в какой-нибудь кабачок, и я угощу вас завтраком.
- Вы?
- Да… Отправка чемоданов обошлась мне дешевле, чем предполагалось, и теперь я богачка. Что здесь едят?
- Остендских устриц, копченую говядину, раков.
- А что пьют?
- Фаро и ламбик.
- Давайте выпьем фаро и ламбик и поедим раков, копченую говядину и остендских устриц.
- Согласен.
И мы отправились в кабачок.
Интересно, что пили они местные сорта пива (спонтанного брожения), которые и сейчас пьются в Брюсселе (а вот другие ныне популярные бельгийские сорта еще не появились). И только потом начался осмотр:
Мы позавтракали, потом посетили церковь святой Гудулы, пассаж святого Губерта и площадь Ратуши, прогулялись по Зеленой аллее и вернулись в гостиницу «Швеция».
- Итак, мы увидели в Брюсселе все заслуживающее внимания? - спросила меня попутчица.
- Все, кроме Музея.
- А что в этом Музее?
- Четыре или пять великолепных полотен Рубенса и два или три дивных полотна Ван Дейка.
- Почему вы не сказали мне об этом сразу?
- Я забыл.
- Ну и гид!.. Пойдемте осматривать Музей.
Сам Музей уже был, и был уже государственным, но архитектор Бала еще не построил то здание, в которое все ходят теперь. После музея Дюма повез свою спутницу в Схарбек знакомить с госпожой Плейель ( известной пианисткой , женой композитора Камилла Плейеля, которая славилась исполнением произведений Мендельсона, Листа и с 1848 г. преподавала в Брюссельской консерватории, которая уже существовала, но известное ныне ее здание Клейзенар еще не построил). Подробности об этой поездке я вам предоставляю прочесть в оригинале. В заключение упомяну только, что в Брюсселе А.Дюма был еще более популярен, чем в Париже:И вот мы приехали в Брюссель, и в Брюсселе, включая и извозчиков, уже не пять, а восемь человек из десяти узнавали меня.