Решила воспользоваться виртуальностью прогулки и сделать ее не только по территориальному принципу, но и ассоциативному. Итак, сегодня в программе:
КОММУНА САНТ-ЖИЛЬ - УЛИЦА Ж.ЛАМБО - АРХИТЕКТУРА АРТ-НУВО - МЭРИЯ САНТ- ЖИЛЬ - ТЮРЬМА САНТ-ЖИЛЬ - ПИВНАЯ "У МАТУШКИ ЛАМБИК" - СКУЛЬПТУРА Ж.ЛАМБО "БЕЗУМНАЯ ПЕСНЯ" - ОДНОИМЕННЫЕ УЛИЦА И ДОМ АРТ-ДЕКО - КАФКА.
Для прогулки я выбрала места, которые практически не попадают в поле зрения наших туристов, в трех разных коммунах вне пентагона.
Брюссель - столица Бельгии включает в себя 19 коммун, одна из которых, а именно исторический центр в пределах бульварного кольца (пентагона), тоже называется Брюссель. Это создает некоторую неопределенность, которая только усугубляется тем, что в туристической литературе на русском языке город Брюссель называют Брюссельским столичным округом, т.к.он наряду с Фландрией и Валлонией является субъектом федерации и имеет соответствующие властные структуры. Учтите также, что Брюссель - это столица Фландрии, но не Валлонии, а Французского языкового сообщества, и официально двуязычный город. Прибавим, что каждая коммуна имеет свое правительство и мэра.Теперь вас не удивит,что некоторые брюссельцы говорят, что механизмы принятия решений в их городе не смог бы вообразить и Кафка.
Коммуны Сант-Жиль, Иксель и квартал скверов, о которых пойдет речь, бурно застраивались во второй половине XIX века и именно там "новые бельгийцы" строили себе дома в стиле арт-нуво. И хотя в этом стиле строилось всего 5% жилья - это сотни домов, а архитекторов, работавших в этом стиле - десятки. Не пугайтесь, я вам покажу всего один, постройки малоизвестного архитектора. Находится этот дом на улице Жефа Ламбо, ведущей от тюрьмы к мэрии или от мэрии до тюрьмы, это как вам больше нравится.
Вот эта улица, но еще не этот дом, на открытке начала прошлого века. Фотограф снимал ее стоя спиной к тюрьме, поэтому вы здесь видите кусочек фасада (прямо скажем, не переднего) мэрии. А на соседней открытке этот большой красивый красный дом, похожий на дворец, снят с лица. Построенное к 1904 году из красного кирпича и белого камня, в стиле французский неоренессанс здание мэрии действительно похоже на дворец, точнее на замки Луары. Архитектор Альберт Дюмонт.
А средневековый замок на старинной фотографии сверху и на моей, с заваленными знаками (извините, какая есть) снизу - это тюрьма. Построена в 1884 году в английском стиле неоТюдор архитектором Дерром. По мнению тогдашней общественности этот стиль наглядно демонстрировал торжество правосудия и неотвратимость и тяжесть наказания. По-моему, этим людям нельзя отказать если не в чувстве юмора, то в чувстве стиля. Тюрьма действующая и по сей день, и даже перенаселенная. Во время окупации и в 1-ю, и 2-ю мировую войну немцы ее тоже использовали, поэтому она еще прославилась как место заключения героев сопротивления.
А вот этот (обещанный) дом. N 12 по улице Жефа Ламбо, архитектор Пиребум, 1898 год.
На балконе в горшке растет инжир. Не зря говорят, что Брюссель самый южный из северных городов, и самый северный из южных.
Жеф Ламбо (1852-1908), имя которого носит улица от тюрьмы до мэрии, - один из самых значительных бельгийских скульпторов своего времени. На прилегающих к мэрии улицах у него были мастерские. Первая, на улице Савуа, была разрушена еще при его жизни, в 1898 году, а ту, в которую он переехал, лишившись первой, снесли в 1977 году. А улица Савуа нам интересна тем, что там расположена одна из достойных внимания брюссельских пивных - "Chez moeder Lambic" (
http://bruxelloise-ru.livejournal.com/3881.html). Даже ее название - У матушки Ламбик - чисто брюссельское, Chez - французский предлог "у", moeder - это нидерландское слово, а Lambic - пиво естественной ферментации, которую вызывают микроорганизмы, живущие только в окрестностях Брюсселя.
Фотографии плохонькие, но дают представление об интерьере этой пивной и атмосфере, там царящей.
Большой выбор пива из бочки, белым мелом написаны сорта, которые есть всегда, а цветным
- которые предлагаются только в этот день или пока не кончилась бочка. Цены раза в 1,5 - 2 ниже чем в исторических пивных в центре. Аналогичная доска-меню для сыров стоит на полу у двери, поэтому сфотографировать ее у меня не получилось, но вы можете мне поверить, что там можно попробовать многие типично бельгийские сыры.
Обратите внимание на название первого пива (Тарас Бульба).
Жеф Ламбо был не только значительным, но и скандально известным скульптором. Что не облегчало жизнь ни ему, ни его творениям. Добропорядочные католики находили некоторые из его произведений вызывающими и вопиюще нескромными. Одна из таких "неприличных" статуй (Нимфа ручья Бок) стоит сейчас во дворе мэрии Сант-Жиль. Перед тем, как туда попасть в 1976 году, она пролежала в подвале три четверти века. По нынешним временам в ней нет ничего непристойного, просто обнаженная нимфа, не худенькая, есть за что ущипнуть. Тем не менее она прикрыта зелеными насаждениями до "вам по пояс будет".
А эта скульптурная группа Ж.Ламбо "Безумная песня" открыта всем взглядам в сквере Амбиорикса (квартал скверов), по соседству с домами в стиле арт-нуво, в том числе построенными В.Ортой. В таком ракурсе не очень понятно при чем тут песня (нимфа, склонившись над сидящим сатиром, поет ему на ушко песню), зато ясно и что смущало респектабельных католиков, и что хотели им сказать либералы тем, что ее здесь поставили, и уж совсем нетрудно догадаться, как ее зовут в народе.
Но появилась здесь эта скульптура не сразу, сначала она была установлена в Икселе, и хотя оттуда ее пришлось убрать, улица, на которой она стояла, носит название "Безумная песня", а самый интересный, с архитектурной точки зрения, дом на этой улице называется Дворцом Безумной песни. Построил его в 1928 году архитектор Антуан Куртенс (1899 - 1969). Это одно из самых известных Брюссельских зданий в стиле арт-деко.
Мраморная лестница (вид сверху вниз) во Дворце Безумной песни.
На лестничной плошадке одного из верхних этажей я увидела такую забавную мемориальную доску:
на ней написано:
Это возможно здесь
Ф.Кафка (Прага,1883 - Киерлинг, 1924)
делал, на своем родном языке, доклад
настолько увлекательный, что переводивший его
остался без голоса (потерял голос).