Jul 01, 2011 12:00
УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ ВЛАДЕЛЬЦЕВ БИЗНЕСА
Основным проводником общественного прогресса раньше был предприниматель-собственник, в последнее же время эта почетная миссия переходит к менеджерам с предпринимательским складом ума. Сегодня представляется естественным, что в основном крупными компаниями, обороты которых сравнимы с ВВП некоторых стран, управляют не их же собственники, а наемные профессиональные управляющие.
Отсюда, на наш взгляд, и вытекает обозначенная в заголовке проблема. Во второй половине XIX в. еще Карл Генрих Маркс (нем. Karl Heinrich Marx; 1818-1883) заметил трансформацию формы капитала. Десятилетиями позже - в 1941 г. - американский ученый Джеймс Бёрнэм (англ. James Burnham; 1905-1987) объединит этот процесс термином «революция управляющих» (англ. “managerial revolution”).
Процесс управления рисками владельцев бизнеса, как и вообще управления рисками, следует начинать с их идентификации. Уже тут можно столкнуться с серьезной методологической проблемой: на деле практически невозможно добиться по одному классификационному признаку однозначного, соразмерного и непрерывного логического деления рисков. На практике они все пересекаются и в какой-то мере являются репликами друг друга.
Тем не менее, если все же прибегать к какой-то классификации, то при первом приближении все риски владельцев бизнеса тяготеют примерно к следующей структуре: риски, связанные с деятельностью контрагентов (в т.ч. внутри бизнеса); политические риски; риски утери бизнеса; (условно чистые) экономические риски и прочие.
Для каждого конкретного случая существует свой уникальный набор рисков и серьезности последствий их реализации. Поэтому следующим этапом процесса управления рисками является проведение анализа каждого конкретного риска и определение его влияния на успех реализации исполняемой компанией стратегии. Адекватно ранжированию рисков по серьезности последствий их реализации необходимо определить инструментарий, посредством которого можно эффективно осуществлять управление ими.
Процесс управления рисками владельцев бизнеса должен завершаться анализом результатов и подведением итогов деятельности. Без этого управляющий обречен на повторение допущенных ошибок вновь и вновь, и ни о какой эффективности даже самых совершенных инструментов речи быть не может.
Главным, по нашему мнению, в деле минимизации рисков собственников бизнеса является тщательное построение прогнозов дальнейшего развития событий. Обычно рекомендуется строить три прогноза: пессимистичный, реалистичный и оптимистичный. На наш взгляд самым полезным в управлении рисками является пессимистичный прогноз - он как бы дает фундамент всем дальнейшим построениям. Стоит рассчитывать, что не у всех партнеров будут сходные с рассматриваемым предприятием виды на будущее.
Поэтому надо создать такую систему сдержек и противовесов, чтобы контрагентам было выгодней всего выполнять условия собственника, либо невыгодней всего было не выполнять их. А это уже достигается либо повышением лояльности в первом случае, либо созданием серьезной системы санкций в виде договорных отношений.
экономика,
корпоративное управление