Пончики под тополем. Фрагменты одного детства

Jul 12, 2016 19:45

У меня тоже были такие фото. И дача, она все еще очень похожа.
А с глазами и ртом на рисунках - тут же просто напрашивается... увы.

Оригинал взят у melnikova75 в Пончики под тополем. Фрагменты одного детства
Этот пост - иллюстрации и фотографии к моей книге "Пончики под тополем". Сознательно не хочу касаться здесь текста книги, только "видеоряд". Он немного длинный, но, простите, детство, к сожалению, в один день не уместилось.

Увы, количество моих детских фотографий мизерно. Это даже нельзя назвать "жалкой кучкой". У отчима был фотоаппарат "Зенит", он активно "щёлкал", но мои многочисленные переезды с квартиры на квартиру не способствовали созданию настоящего семейного архива... Часть фотографий "осела" на Октябрьской улице у бабушки, дюжина - у меня в письменном столе, львиная же доля бесценных снимков утеряна. Те, что у бабушки, мне, к сожалению, не доступны. Зато у меня сохранилось довольно много моих детских рисунков...

1.
                 

Мне нравилось рисовать людей. В большинстве своём это были сказочные персонажи и вымышленные жанровые сценки. 1980 год

2.



На этих фотографиях мне не более пяти лет. Мама и отчим Павел специально водили меня в фотоателье. Кукла на левом снимке - казённая (помню, как я боялась фотографа и не понимала, как надо себя вести; я хотела даже расплакаться - от страха и смущения). На правом снимке я стою у калитки нашей дачи. Мне страшно мала и кофта, и штанишки, но для дачи - традиционно - оставляли всегда самую плохую одежду. 1979-1981 годы

3.


20 копеек - это было очень много, это было целое эскимо!! Колечки всегда были моей заветной мечтой. В моём детстве не было принято покупать маленьким девочкам украшения. Или это только в моей семье не было принято?..

4.
На снимке внизу - классика: дом, дерево, солнце, цветочек... Что ещё нужно ребёнку для счастья? 1981 год


5.


Убогие советские открытки! Стоили они копейки, продавались в изобилии во всех книжных магазинах. Раньше они казались... мусором, теперь же - предмет коллекционирования. У бабушки было некоторое количество поздравительных открыток семидесятых-восьмидесятых годов, все очень яркие... Я любила их перебирать, "радовать глаз". Если подумать - они действительно были своеобразной детской забавой наряду с иллюстрированными книгами и мультиками.

6.


Это наш садовый участок недалеко от города Истры. Аж 8 соток! Этот простенький типовой домик был в начале восьмидесятых сломан и заменен дедушкой на двухэтажный. Но ЭТОТ, старый, построенный кем-то ещё в шестидесятых, казался мне намного просторнее и светлее. На терраске были окна с пола до потолка! Здесь я смотрела Олимпиаду 1980-ого года, по старенькому телевизору ("с линзой")...

7.
                   

Мне хотелось быть принцессой или волшебницей! Мне хотелось повелевать всем живым, что меня окружало... Вообще у меня с детства была огромная любовь и жалость ко всем "братьям меньшим". Странно, что я не стала зоологом.

8.


Эта фотография "не очень содержательна" для постороннего зрителя, но для меня она очень верно отражает нашу семейную субординацию: отчим Павел и мама - по одну сторону стола, а я и бабушка (спиной к зрителю) - по ПРОТИВОПОЛОЖНОЙ. Бабушка (мамина мама), видимо, не доверяла МЕНЯ матери... Это случается! Мама родила меня достаточно рано, не успев повзрослеть, поэтому её родители взялись воспитывать меня сами. Мама не возражала. А меня, увы, спросить забыли. Справа - родственница Павла. 1979 год, Истра

P.S. Умывальник жив и функционирует до сих пор!

9.
               

Интересный рисунок! "Моя семья": бабушка и мама - рядом, я с пекинесом Тишкой - в сторонке... И ни у кого нет глаз, носа, рта, хотя рисунок достаточно детализирован (для пятилетнего ребёнка). Мужчин - папы и дедушки - тоже нет на рисунке. И это не случайность: они как бы не участвовали в семейных делах, оставались как бы "на обочине" - ПО ЖЕЛАНИЮ БАБУШКИ. Бабушка здесь нарисована с палочкой (так и было на самом деле); наш дачный домик-кухня изображены очень верно. 1980 год

10.


Я и отчим Павел на ВДНХ. 1982 год. Этот наряд отчима - дежурный: джинсы, рубашка, сумка именно те, которые я описала в книге в главе "Творожные печенья".

11.


Какой же безлюдной была Москва моего детства!! Очень жаль, что мы, живя в Центре, так мало гуляли по старым улочкам и переулкам. Как-то всем моим взрослым всегда некогда было со мной гулять... Все работали? Или просто не считали нужным водить меня на Красную площадь, Арбат, Чистые пруды, Покровку, набережные... Нам же было рукой подать до центра города! Всё было в пределах пешего шага или в нескольких троллейбусных остановках... Обидно!

12.
             

Так я нарисовала Москву. 1980 год. В центре рисунка - Кремль.

13.


Мы с Павлом рядом со спорткомплексом Олимпийский. Я ненавидила себя в этой шапке и в кофте!! Но мама и бабушка считали, что я очень модно выгляжу. 1981 год

14.
                                       

Кремль! Почему-то "на фоне сельского пейзажа". И опять - лица без глаз, носа, рта... Психологи говорят, что это свидетельствует об эмоциональной подавленности ребёнка. Очень может быть! Но мои вымышленные принцессы были с глазами! Где же тут "собака зарыта"?

15.


Безлюдная Москва, несуществующая ныне гостиница "Россия"...

16. Смотрите, как интересно: и метро, и троллейбус (намёк на цивилизацию), и москвичка... в кокошнике. 1981 год



17.


Это моя любимая подруга Сонька Смирнова. Мы были одноклассницами. На обороте снимка подпись: "Вере от Сони. Мне 6 лет. Евпатория". Соньке посвящена в моей книге отдельная глава "Старое Свиблово". Увы, мы не смогли сохранить нашу дружбу, хоть и пытаемся поверхностно общаться и по сей день. Время и расстояние - жестокие вещи.

18.
                     

1980 год. Очередная жанровая композиция без названия. Ну, тут и так всё понятно, по-моему. На полочке кружок с буквами КРМ. Это баночка с КРЕМОМ (я ещё плохо пишу!)

19.


Как же мне и по сей день ИСКРЕННЕ нравятся эти "шедевры" печати - советские поздравительные открытки. Что за магия в них?..

20, 21.

           

Я в детском саду и я в школе. Меня дразнили "Верка-пионерка через тёрку загорала" - из-за обилия веснушек. Меня они страшно бесили, эти веснушки! Они были такие яркие, как будто специально нарисованные карандашом... Теперь они расплылись в своих очртаниях, и мне их даже как-то жаль.

22.


1981 год. Очередные сказочные персонажи: всё у всех на месте. Загадка!

23.


Этот рисунок был сделан в 1981 или 82 году после поездки на речку Истру. Мама возила меня на один день - искупаться и полежать на песчаном пляже. Помню, мы переходили Истру по висячему мостику. Страшно!!
Здесь все люди спиной к зрителю, не демонстрируют "органы чувств", но это и логично: они лежат на песке и загорают. Я - в центре, в зелёных трусах.

24.


25, 26.



На фото слева - я на Красной площади; Павлу удалось достать пропуск на парад (7 ноября). Считалось, что это очень почётное мероприятие ("Повезло!"). Мне запомнились только гигантские гвоздики из тонкого красного поролона.

Справа - я и мама на даче. Маме 34 года, мне 13. Обнимаемся мы только на фото; в жизни мама предпочитала обниматься с мужчинами, а у меня тактильный контакт с мамой отсутствовал с раннего детства. Об этом много сказано в книге. У нас за спинами - новый дачный дом, выстроенный дедушкой для всей нашей семьи. После смерти деда мама решила стать его единоличной хозяйкой. Увы, от деда, от моего детства там теперь ничего не осталось. Я избегаю поездок туда.

27.


Радуга вверх ногами?! Почему?? Какая смешная ошибка!! 1981 год

28.


Парадоксальная открытка слева (1974 год): гладиолусы - типичные августовские цветы, а поздравление - с 8 марта!

29, 30.



Это мой любимый дедулька и модница мама (его единственная дочь). Личность деда "проходит красным пунктиром" через всю книгу. Эта его фотография сделана в конце шестидесятых и висела много лет на стенде авиационного завода, где он проработал всю свою жизнь. Дедушка всегда был очень красивым!.. Мама, инженер по образованию, много лет служила бухгалтером во Всероссийском Обществе Слепых на Лубянке. Мама всегда очень следила за своим внешним видом. До сих пор её внешность (одежда, маникюр, цвет волос, обувь, стиль сумок, украшения) для неё "на первом месте".

Мне уже начинает казаться, что это патология.

31.


Думаю, это наш дворник дядя Коля (в центре) в старом дворе на Октябрьской улице сооружает нам горку. Об этом подробно написано в главе "Киднеппинг". 1980 год

32.


Ненавистный детский сад! Все детишки опять лишены глаз, носов, ртов... Глава "Казённая манная каша".

33.


Мама провожает меня в 1-ый класс. 1982 год. Цветы в моих руках называются георгины "Весёлые ребята", мы ездили за ними на "Рижский" рынок.

34.


Мне 10 лет. Ейск, Азовское море.

35.


Это прогулка в детском саду "Искорка".  Рядом со мной Андрей Чернышов, Алёша Громов (в белой шубке), Катя Демидова и Наташа Броневицкая. Могу ошибиться в именах-фамилиях, но мой каждый день в саду помню до сих пор. Это был ад!

36.


Справа - Павел Крайнев, тот самый "КРП-обормот", которому посвящена отдельная глава.

37.


Убогий мишка (потерял нос!): позируем для фото в детском саду. Это то самое ненавистное бардовое платье. Кружевной воротничок и бантик - по случаю съёмки... К сожалению, не могу найти подлинник фотографии и отсканировать получше. Последние пять снимков я уже выкладывала два года назад где-то в соцсетях...

ВОТ!

Закончу пост последней фразой из "Пончиков": Я БЛАГОДАРНА СЕБЕ ЗА ЭТУ КНИГУ.

И буду благодарна читателям и "листателям" за любые комментарии.

Книгу можно скачать в электронном виде или заказать в бумажном ЗДЕСЬ:

http://www.litres.ru/vera-melnikova-8513517/ponchiki-pod-topolem-fragmenty-odnogo-detstva/

https://www.amazon.com/x41F-x43E-x43D-x447-x438-ebook/dp/B01I1PD1TM?ie=UTF8&*Version*=1&*entries*=0

СПАСИБО))))))

что можно тронуть горизонт рукой, визуальная среда, мои мысли мои скакуны, всех люблю нимагу, и чаек для Дуси с Васей кипятит

Previous post Next post
Up