Невроз и сопутствующие

Sep 13, 2011 20:05


Сегодня в очередной раз ездили с дочерью (ей 9 лет) к неврологу. У моего ребенка неврозоподобный тик, уже седьмой год, то стихает, то усиливается. Невролог посмотрел дочерь, подкорректировал назначения, все идет своим чередом и в целом нормально. Дал пару ценных советов.
Таких советов у меня набралось уже достаточно много. За прошедшие годы жизни с ее тиками у меня также сложились некоторые выводы о том, как удобнее, проще  и  веселее устроить ребенково детство, если уж ему достался такой груз. Я часто делюсь своими наблюдениями с другими родителями. Нижеследующий текст - мой опыт, и ябуду рада, если он поможет родителям детей с такими особенностями - и самим детям.
Я не касаюсь в этом тексте собственно вопросов диагностики и лечения неврозоподобных состояний. Я о том, как с ними жить.

Сразу замечу,  что разные проявления  неврозоподобных состояний ребенка сопровождаются хронически пониженным настроением, плаксивостью, гипервозбудимостью, сложностями со сном, и т.д. - всем тем, что часто называют "капризы". Отличить "капризы" от проявлений неврозоподобных состояний можно наблюдениями: в норме при общем физическом здоровье эти "капризы" не должны преобладать. 
Предвестники. На что обратить внимание в ребенке, если диагноза нет, но что-то вас беспокоит.
Ночные кошмары, частые головные боли, энурез, тики (в том числе повторяющиеся движения, которых ребенок может и не замечать), заикание, и все те «вредные привычки» вроде ковыряния в носу, обгрызенных ногтей, зажеванных воротников-манжет-карандашей, «беспрерывное нытье» - все это повод обратиться к специалистам.

Примечание по треминологии. Иногда про таких детей говорят «особый ребенок». Но смысловое наполнение термина невероятно широко. Приходишь с вопросами в политкорректную конференцию «Особые дети» - ее завсегдатаи вздыхают: «Нам бы ваши проблемы…» Приходишь в обычное сообщество - обвиняют лично вас во всех грехах человечества и вешают на ребенка ярлыки «тормоз», «тупица», «идиот», а на вас - «слишком мягкая», «не умеет воспитывать», «ремень вам в помощь», «да что вы за мать». В обычном классе школы - ребенку некомфортно (перегрузка впечатлениями, гонка за результатами, безразличие), в коррекции - скучно (легкая программа и другой фокус внимания). Класс компенсации - идеально, но не во всех школах такое чудо есть. Поэтому - нет ярлыков, нет определений, просто у моего ребенка невроз.

1. Специалисты для ребенка. 
У каких специалистов стоит консультироваться, если что-то в поведении ребенка вас настораживает:
- Терапевт (общие анализы и выполнение назначенных исследований);
- Стоматолог (возможно, ребенок теребит и обдирает губы потому, что ему мешают качающиеся зубы. Удаление их решает проблему на раз. Не факт - но проверить-то не сложно);
Замечу, что первые два специалиста необходимы в случае, если ребенок не был у них в течение последнего полугода. Если был - едем дальше.
- Невролог (может назначить исследования РЭГ (=реоэнцефалография - метод электро диагностики состояния сосудов головного мозга), ЭЭГ (=электроэнцефалография - метод исследования функционального состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности);
- Психоневролог;
- Психолог. Лекарственная терапия на фоне работы с психологом дает куда более успешный и длительный результат.
- По назначению любого специалиста - к психиатру. Это не страшно. Психиатр определит отсутствие органических патологий.
Если бы во всех обычных поликлиниках был такой специалист, как детский физиолог, я была бы счастлива. Но его нет. Почему стоит искать: такой специалист сможет рассказать о необходимых и желательных процедурах (домашних и амбулаторных) и режиме для вашего ребенка. «Ваш» специалист - именно для вашего ребенка, с учетом всех его особенностей. Важно: на первую консультацию стоит придти без ребенка, «просто поговорить» с врачом. 
Моменты «икс», которые должны насторожить вас и, возможно, отменить последующие визиты - это проговаривание обрисование врачом перспективы, «что будет, если вы не…» в подробностях («если не промывать нос каждое утро, то орви гарантировано!», «если не делать зарядку - так и будете болеть!», «обязательно надо есть манную кашу, и точка!»); постановка диагнозов «по интернету» или по справкам; явное и активное предложение «волшебных средств» или методик, исключающих официальную медицину. К такому специалисту не надо вести ребенка - ребенок и так впечатлителен, ему хватает.
При  посещении специалистов и исследований берите с собой минимальный поликлиничный набор - носовые платки, вл.салфетки, воду и яблоко - даже для немелких детей; на некоторые исследования необходимы полотенца или салфетки - поинтересуйтесь у специалиста заранее, что взять с собой. Еще ребенку будет спокойнее, если вы кратко и скучно расскажете ему, куда и зачем едете.

N.B. Если вас не устраивает мнение специалиста на консультации, обратитесь к другому специалисту. Не устраивает второй - к третьему. Три мнения лучше одного, если есть подозрения на нечто серьезное.
Если все три специалиста говорят одно и то же - возможно и скорее всего, они правы. Это случается, и это случилось здесь и с вами.
Возможно, происходящее с ребенком - незначительно и быстро проходит, тогда все нижеследующее просто поможет пережить сложный период с наибольшим удобством для всех членов семьи.

2. Психолог родителям. Оцените свое отношение к состоянию ребенка - желательно с помощью специалиста - психолога. Психолог поможет родителю принять и понять то, что происходит с ребенком, поможет найти подходящие именно вашему ребенку варианты общения, поведения в определенных ситуациях… просто выявить эти ситуации. С психологом стоит обсудить вашу собственную тревогу, возможное чувство вины («что я сделал не так, что мой ребенок такой неправильный») или агрессии к окружающим. Это нужно прежде всего вашему ребенку.

3. Если ребенок делает что-то неясное вам - значит, ему это надо.
При  тиках, заикании, энурезе ребенку неуютно и странно не меньше вашего. Ему будет намного проще, если человек, которого он любит и которому доверяет, объяснит ему, как вести себя с этой вот непонятной штукой, которая просто происходит. 
Мы живем в социуме. Не обращать на него внимания не получится. Про тики и заикания ребенку - даже если он сам не замечает всех этих моментов - сообщат добрые окружающие («Заика! Заика!», «А Коля вообще дергунчик, руками трясет!», «У вас странный ребенок, он постоянно жует варежку, вам вообще к психиатру надо!»). Объяснение ребенку, что ЭТО происходит, что это бывает, и проходит, и как отвечать окружающим (если младенчег уже общителен и любопытен) - и признание родителем происходящего перед ребенком поможет больше, чем запреты и ежевечерние успокоительные ванны. Объяснять, объяснять и еще раз объяснять, разговаривать, обнимать, целовать, хвалить.

Что рассказывать: «Малыш, все люди разные. И все дети разные. Например, Вася везде носит с собой машинку. Оля сразу кричит. А ты не сразу говоришь то слово, которое хочешь сказать. Другим детям это странно. Иногда это странно и взрослым. Но такое бывает. Иногда ты не можешь сразу сказать то слово, которое хочешь сказать. Это называется заикание. Постепенно ты научишься говорить сразу, не заикаясь. На это нужно время. Некоторые люди не знают, что делать, если ты заикаешься. Поэтому они так себя ведут. Мы с тобой делаем все, что надо. Все идет правильно и хорошо. Мы молодцы».

4. Ритуалы - это подушка безопасности.
Ритуал защищает ребенка от лишних переживаний, помогает ему создать размеренность и предсказуемость там, где он тревожится. С точки зрения взрослого, в этом месте не о чем беспокоиться. Но для ребенка все иначе. Девочка топает ногой, прежде чем шагнуть в комнату. В комнате сидит страшное - волк. Или баба Яга. Может быть сидит. Мы знаем, что волка и бабы-Яги нет. Она не знает точно. Она знает, что если топнуть ногой - страшное исчезнет. Не мешайте ребенку справиться с этим страшным так, как он может. Не пытайтесь узнать, откуда она это знает. Не задавайте вопросов. Примите это: перед тем, как войти в комнату, дочь топает ногой. Постарайтесь понаблюдать, что будет, если вы заходите в комнату первым. Не топает ногой? Значит, вы гарантируете отсутствие страшного. Продолжает топать? Значит, что-то другое. Присматривайтесь. Играйте. Смотрите в игры - особенно в ролевые - в них чаще всего ребенок расскажет не рассказывая о том, чего боится. Создайте безопасную обстановку: может быть, страшное - за диваном, который стоит напротив двери в комнату и за ним ничего не видно? Тогда диван стоит убрать.
Ритуалы могут быть личными и коллективными. Место, на котором вы стоите, ожидая ребенка из школы - одно и то же место - ритуал. Сок или вода сразу в руки после школы - ритуал (плюс улучшение самочувствия ребенка на время дороги до дома).
В ритуале важно постоянство. Забирать из школы\сада в одно время одним и тем же человеком - ритуал! Хотя и трудновыполнимый. Но если есть возможность - не надо создавать ребенку лишнее пространство вариантов в важных для него (и тревожащих его) ситуациях. Если ребенок ходит на продленку - пусть каждый день ходит на продленку, забирать важно в одно время. Если после уроков - то четко после уроков. Если забирает мама - всегда забирает мама.

5. Режим - штука общая, но индивидуальная. Если по рекомендациям врачей и светил утром ребенок сидит полчаса за завтраком, съедает крошку хлеба, и продолжается такое второй месяц - может, есть смысл перенести завтрак на полчаса позже. Или раньше? 
Что подойдет именно вашему ребенку? На подбор подходящего часа пробуждения, завтрака и т.д. надо не так уж много времени. То же самое с составом продуктов (Если утром традиционно молочное - ребенок после  завтрака сонный и смурной; если утром ребенок съедает котлету (сам, с удовольствием) - лучше просыпается, бодр и активен. Вывод: именно этому ребенку нужны мясные завтраки).

6. Иногда правило - это просто правило.
Есть общие правила. Есть конкретные правила вашего дома. Их должно быть немного, и они не должны объясняться или обсуждаться.
Пример общего правила: Вечер - без резких подвижных игр и впечатлений - правило. Вечер для ребенка - время за три часа до сна. Школьник ходит в школу, поэтому должен спать не меньше того времени, за которое высыпается.
Пример домашнего правила: перед сном моем ноги.

7. Устранить лишние тревоги. Ни одна вещь и событие в мире не стоят лишних тревог вашего ребенка.
Тревоги ребенка часто связаны с родительскими. Недостаточно быстро одевается, медленно ест, пропускает буквы на письме - невнимателен, считает ворон и т.д. Ни одна из этих «проблем» не является проблемой ребенка. Все эти несоответствия между родительским «надо» и детским «так получается» решаются - медленно и постепенно.
Прежде всего выявляем проблему.
Проблемы со скоростью и вниманием в обучении или повседневной жизни решаются подходящими ежедневными упражнениями. Упражнения мы брали с сайта http://www.as2x2.com/node/13
Ситуация: Отрок не может натянуть джинсы уже 10 минут, разглядывая собственную конечность и соотнося собственные подсчеты синяков на оной с количеством птиц на дереве за окном - а выйти в школу надо было те самые 10 минут назад? Мечтательно смотрим на отрока, отмечая про себя, что пора начинать тренировки «на время», и вспоминая, где лежит ручка и листочек, чтобы успеть написать записку учителю об опоздании: «Мой сын, такой-то, опоздал сегодня на занятия по семейный обстоятельствам». Ничего ужасного не произошло. Если такое происходит второй месяц подряд - то начинать тренировки «на время» стоит сегодня. Через пару недель вы обнаружите ускорение. Ничего не упущено, жизнь не кончена, будущее вашего ребенка не изменилось и не превратилось в темный ком вашего ужаса от сегодняшнего ребенкиного опоздания.
От завтрашнего тоже.
И от послезавтрашнего.
И вообще, поступление в ВУЗ еще только лет чере 5-10, вы все успеете.
Неприятие какой-либо ситуации (не хочет ходить в школу, на занятия, на прогулки, читать книги, рисовать, играть в куклы) - решается изменением ситуации, а не ребенка. Разобраться в школе\учителях и, возможно, сменить школу\отменить занятия\дать в руки комиксы вместо книг, а книги читать вслух ребенку, а не ребенком.

8. Во всем находить  плюсы. 
И рассказывать об этом ребенку. Он просится ходить сам  в  школу, потому  что половина одноклассников ходят сами? Не рассказывайте ребенку об ужасах улицы, росте преступности и страхе за него, ребенка; или о его, ребенка, рассеянности. Расскажите примерно так: Да, Маша ходит в школу сама, потому что у Маши дома четверо сиблингов и машина мама не может ее провожать, Маше пришлось ходить самой. А тебя может провожать мама, и по дороге ты с мамой разговариваешь обо всем, о чем хочешь! Смотри, какой ты самостоятельный - ты в начале сентября ходил везде за учителем и не знал, где библиотека, а теперь знаешь и ходишь туда сам!

9. Без фанатизма. Всегда есть форс-мажоры, непреодолимые обстоятельства, сложившиеся странным образом ситуации… Не удалось вовремя уложить спать - соседи устроили гулянку. Повод поговорить о гулянках и хорошей слышимости стен, о берушах, а еще - помечтать об отдельном домике. Да, завтра будет недосып - поэтому сразу отмечаем себе снижение требований к ребенку: не ругать за капризы утром, не сердиться на сложности с домашним заданием. Если отметить это себе заранее - всем будет проще.

10. За всё вышеперечисленное отвечает только родитель. Не ребенок, он еще слишком маленький, чтобы заниматься тайм-менеджментом (долгосрочным планированием). 
Чем внимательнее вы присмотритесь к ребенку и чем более удобный для вас и ребенка вы выработает режим, тем больше вы будете успевать, тем лучше себя будет чувствовать ваш ребенок. Малыш, полгода нывший и плачущий по любому поводу, постепенно начинает весьма радостно бегать, подтанцовывать и напевать - делая все те же ненавистные ранее умывание, одевание, уроки… И, когда у вас подгорает утренняя яичница, а уже он повторяет вам ваши же слова «завтра получится лучше!» - поверьте, оно того стоит.
Имеет смысл всем общающимся с ребенком взрослым (бабушкам-дедушкам-тетям-дядям) четко донести позиции 1 - 10. При попытках делать по-своему - донести еще раз на блюдечке, ну и дальше с помощью средств различной тяжести.

Результаты
Отдельно: ребенку с неврозом, имхо, стоит более пристально и подробно ("на пальцах") показывать его результаты. М.б., это и всем детям надо - не знаю. Но буквально каждый день. Неделю назад буквы убегали со строчки - а сейчас не убегают, смотри! (открываем тетрадку и долго сравниваем, смакуя результаты). Полгода назад у тебя не получались коты на рисунках - смотри, как сейчас шикарно получаются котовьи ноги! Все недочеты и ошибки рассматривать как задачи. "Сегодня мы с тобой порисуем котохвост! Да-да, котохвост на котопопе. Колечком - это у собачек, и еще у хрюшек. *открываем Яндекс, смотрим картинки котов* О какой хвост... Нарисуем-ка похожий!"

И про "перехвалить"
Вот уж за что не имеет смысла беспокоиться родителям ребенка с неврозом - все -недо он сам найдет, а положительной оценки и умения эту оценку фильтровать сам он схватит с меньшей вероятностью. Медленно, месяцами, постепенно. Просто ему надо чуть больше времени. Это то, что родитель может ему дать. 
А благодаря новым навыкам обучения и самоконтроля  он сможет даже в чем-то перегнать своих сверстников всего через пару лет.
brusnitza
За творческий пинок и помощь в редактировании спасибо molnija
Previous post Next post
Up