Джанни Родари на фоне глобализации

Apr 26, 2011 08:59

 Есть такой прекрасный детский автор - Джанни Родари. В советское время мы его вовсю читали, сейчас что-то нигде не встречаю, в открытую, по крайней мере. В школах не проходят "Чем пахнут ремесла", и "Чипполино" остался милым воспоминанием моего детства, перестав быть символом. Да, у текстов Д.Р. неплохая нагрузочка в форме постоянных отсылок к ужасной жизни бедняков Италии; при допустимом уровне комментариев взрослого проходит ребенку ровно как историческая атмосфера, как христианские аллюзии Андерсена, как метафоры из Алисы-в-стране. Точно такой же, вполне допустимый, бэкграунд. А вот суть сказок Д.Р. - куда как более близкая многим, чем тот же Андерсен, допустим, - чистая фантазия, радостная и легкая, - тихо теряется за бурной привычной реакцией. И, если отвлечься от налогов на воздух и бедняков Италии, сказки его ничего не теряют. При неспешном и плавном повествовании его произведения отличаются очень четкой прорисовкой границ и дистанции, в этом он мастер. Читатель вряд ли перепутает себя с главным героем, или с автором, - и это намеренный авторский ход, - что не помешает читателю присвоить себе эти находки и фантазии автора, создающие неповторимую атмосферу вроде и обычного, но совершенно необычного мира.
Я, собственно, о чем: нашла свою нежно любимую книжку Д.Р. Вот такую:


В ней есть прекрасный цикл о Почему, и фантастическая "Планета новогодних елок". 
Про конкретику: в "Планете новогодних елок" - рецепт спасения здоровья. Один из, разумеется. То, чему сейчас учат в индивидуальном порядке. И это вот - масштаб мысли, да. Это невозможно читать без улыбки. Это прекрасно - государственная забота о здоровье путем постройки и регулярного восстановления Дома, в котором можно рушить все.
Под катом - собственно глава об этом Доме. Полностью читать можно здесь, thelib.ru. Это прекрасно :)))
 
МОЖНО ЛОМАТЬ ВСЕ ЧТО УГОДНО!

Марко не знал, что и ответить. Впрочем, они уже пришли. Бульвар вывел
их на широкую площадь, окруженную огромными новогодними елками, и Марко
увидел красивый дворец, на фронтоне которого сверкали большие буквы:
"Ломай что угодно!" На дверях красовалась надпись: "Вход свободный в любое
время дня и ночи".
- Тебе повезло, - сказал Маркус. - Дворец открылся после ремонта всего
два дня назад, и его только-только начали разрушать. Приехал бы ты неделю
назад, нашел бы здесь одни развалины.
Ребята оставили деревянную лошадку у тротуара, где стояло изрядное
количество таких же "роботов", и вошли в здание.
Если послушать Маркуса, то идея построить подобный дворец родилась еще
в прошлом веке. Ее предложил известный астроботаник, который был знаменит
тем, что, не выходя из дома, замечательно умел описывать флору самых
отдаленных планет. Ученый был по совместительству и хорошим семьянином.
Как-то он заметил, что его дети все время стараются что-нибудь сломать или
испортить. В доме гибло буквально все, к чему прикасались их руки. И тогда
астроботаник взял да и подарил им вместо обычных игрушек несколько сот
самых дешевых мисок и тарелок.
Детей у него было двое. Чтобы методично перебить эту гору посуды,
раскрошить на самые мелкие кусочки - не больше остриженного краешка ногтя,
этим разбойникам понадобилось почти пять дней, причем работали они в
четыре руки и даже в четыре ноги с восхода и до заката солнца. Но самое
главное, что к концу этой операции у них совершенно пропало и больше уже
никогда не возникало всякое желание ломать что бы то ни было. Ученый
выступил в газете, показав с цифрами в руках, что благодаря сотне-другой
тарелок он получил немалую экономию, если считать по ценам минувших
столетий, потому что в доме больше ничего не портилось: ни мебель, ни
коллекционный фарфор, ни зеркала, ни стекла...
"Почему бы, - предлагал ученый, - не применить эту систему шире? Разве
только дети испытывают время от времени неукротимое желание что-нибудь
сломать? Или мы, взрослые, люди второго сорта, и у нас нет права поиграть
своими мускулами? Тем более теперь, когда все на свете за нас делают
машины - добывают уголь, обрабатывают камень и дерево, разрушают атомы..."
И так далее и так далее.
Статья была длинной и убедительной. А через две недели вопрос о
строительстве дворца "Ломай что угодно!" был уже делом решенным. Построили
его тоже очень быстро. Получилось многоэтажное здание, все помещения
которого были заполнены различной мебелью, а серванты и буфеты, в свою
очередь, были битком набиты посудой. И все это - тарелки, стаканы, ковры,
столы, стулья, диваны, двери, окна - можно было бить, ломать, рвать,
портить.
Дети приходили во дворец в определенные дни в сопровождении учителей, и
им разрешалось ломать тут все что угодно. Ребята, разумеется, не
заставляли себя долго упрашивать. Взрослые иной раз тоже заглядывали сюда,
когда у них было очень плохое настроение, становилось вдруг грустно или
хотелось с кем-нибудь поссориться.
Им, понятное дело, предлагали заняться самой трудной работой - ломать
крышу, стены и, если было желание, даже фундамент. Чтобы разрушить его,
приходилось трудиться куда больше, чем рабам на строительстве пирамид в
Древнем Египте. Но в конце концов, когда они уже совсем выбивались из сил
и бросали работу, к ним возвращалось хорошее настроение, и по крайней мере
лет десять не возникало желания ссориться с кем-нибудь или бросать на пол
фарфор во время семейных "недоразумений".
Экономисты, вооружившись цифрами - расчеты сделали
электронно-вычислительные машины, - показали, что разрушение дворца "Ломай
что угодно!" позволяет сэкономить сумму в сто раз больше той, что
затрачена на его строительство и на все вещи, какими он заполнен, а
главное - на 28,51 процента улучшает настроение граждан. Так что идея
вполне оправдала себя.
Поняв, о чем идет речь, Марко захотел, чтобы и к нему вернулось хорошее
настроение.
Несмотря на бессонную ночь, он чувствовал себя бодро и с жаром принялся
за работу - начал ломать огромный платяной шкаф. Для этого ему
понадобились топор, молоток и велосипедный насос - все может пригодиться,
когда хочешь довести до конца хорошее дело.
Рядом, в соседних залах дворца, под наблюдением родителей и учителей
трудилось по крайней мере пятьсот школьников. Они как могли, старательно
уничтожали мебель. Их веселые голоса и гром молотков эхом разносились по
всему зданию.
Часа за два Марко расправился не только с платяным шкафом, но и с
мебелью для гостиной и с двумя спальными гарнитурами. Из дворца "Ломай что
угодно!" он вышел абсолютно спокойным, не испытывая больше ни тени
неприязни к Маркусу.

добрая фея?а почему с топором???, жызненное мое, Я - мисипированная женщина! (с), сделал дело - гуляй смело!, с бумагой в стране напряжёнка!, прекрасноЭ, в порядке разного, школьные годы чудееесные, читаю, разное, дочерь наша царевна Будур, личное мнение, как мало вы знаете о феях, интересное, из внешнего мира

Previous post Next post
Up