Вторые круги. Мигель де Унамуно.

Sep 23, 2010 21:50

 Ведь вот что поразительно: читанная более 10 лет назад, книга оставила у меня только ощущение "Надо когда-нибудь перечитать", а весь "институтский блок" испанской философии  - чувство философов-живых людей в отличие от "портретности" германской или средневековой, и даже относительно современной. Открыла Унамуно - "О трагическом чувстве жизни у людей и народов", и поразилась глубоко и крайне. Всему свое время, видимо, именно сейчас пассажи о жизни человека - как никогда ложатся не столько в голову, сколько в самое существо. 
Помимо этого, сам язык - только ох и ах, но тут еще и переводчик :) 
"..."стремление всякой вещи пребывать в своем существовании обнимает собою не какое-либо конечное время, но время неограниченное, неопределенное". Сие означает, что ты, я и Спиноза хотим не умирать никогда, и это наше страстное желание никогда не умирать и есть наша действительная сущность. Тем не менее этот бедный португальский еврей, заброшенный судьбой в голландские туманы, никогда не мог обрести веру в свое собственное личное бессмертие. и вся его философия была не чем иным, как утешением. которое он сам себе выдумал в этом своем безверии. Подобно тому, как у других людей болит рука, нога, сердце или голова, у Спинозы болел Бог. Бедняга! И все мы бедняги!" 
"... Мы живем в воспоминании и благодаря воспоминанию, и наша духовная жизнь есть, в сущности, не что иное, как стремление нашего воспоминания длиться и превращаться в надежду, стремление нашего прошлого превращаться в будущее".
Про "Человека Канта" и не могу перепечатывать (не нашла электронной версии книги), это надо читать вживую. Я услышала совершенно новое слово "человек", оно сильно отличается от обыденного и от традиционного философского\антропологического видения... Если попробовать сказать "человек Петр I": это будет или картинно смешно,  или невероятно тоскливо. Это странное приложение на картину истории философии мерки обыденности, и дает оно духовность. 
Еще один момент. Я споткнулась на этом. Вот эти традиции, эта возможность памяти... легитимизация ее, определение как необходимого. Если обратиться к некоторым принципам "жизни здесь и сейчас" (того, что так убивало меня чуть ли не физически в кризисы) - то часто эта краткая формулировка трактуется и несется страждущим как отрыв от прошлого и будущего. А ведь этот принцип так истолкован не для обыденности - но для критических ситуаций, на уровне "выжить", для травмы, для невыносимо болящей души. Которая, пройдя через боли и страх, сможет обратиться к прошлому и взглянуть в будущее. А та душа, у которой не болит, а поднывает?.. Любимое "без фанатизма", да...
Мигель де Унамуно. 


*картинко честно утащена в Яндексе*

мыши делают дырки в моём сыре, интересное, читаю

Previous post Next post
Up