Осорина в пси_граме - окончание 10 главы. Дети в транспорте

Mar 16, 2010 09:22

В пси-граме выложено окончание 10 главы книги "Секретный мир детей в пространстве мира взрослых": "Освоение общественного транспорта: поездки со взрослыми"
Пожалуй, эта часть главы стала для меня наиболее "синтезирующей", связывающей воедино многие мои личные воспоминания и привычки, как с моим личным пространством, причем по временной шкале, так и с общим, с миром людей вокруг. Значение опыта общественного транспорта - телесного контакта, выбора места, восприятия людей, - интуитивно увязывается с психологическими особенностями "русских", здесь не как определенной отдельно взятой нации - а, скорее, в противопоставлении "западному" менталитету. "В целом", "округленно" русский менталитет - "общинный", "западный" - индивидуальный. И общинность выражается не только на уровне групп людей, но и в их материальном мире, в их поведении - бытовом, сиюминутном.  
Иллюстрирует это Осорина техниками "русского кулачного боя" с их приближением к противнику, слиянием с ним, и отношением современного человека  к личному автомобилю. 
Вот тут мне стало уже не смешно -  желание иметь автомобильчик, пусть хоть маленький, особенно ярко (чуть не до дрожи) падает на меня как пыльный мешок ровно когда я болею\сильно устала\сил нет вчера. Ну или если что-то случилось из ряда вон выходящее. Автомобильчик - современные металличекие доспехи. Хочу маленькую красненькую машинку. 
Ну и про выбор места. Не всегда ведь какие-то свои особенности - или изменения привычек - даже отслеженные - ровно ложатся на собственное о себе представление. Буквально пара строк в этой главе акцентировали внимание на выборе места подростком, и уложили мои предпочтения понятным для меня же образом.
В старших классах школы я всегда выбирала себе место в углу - так, чтобы видеть весь класс плюс дверь (только на таких местах я спокойно спала первые уроки, благо что преподавательница понимала такое поведение и не требовала ... не пойми чего). В любом пространстве я находила именно это угловое место. Если происходящее вокруг было не слишком интересным и не требовало моего присутствия, но требовало внешних приличий - я по многу раз оглядывала залы и комнаты, прокладывая пути: здесь влезть в окно - зацепиться за завитушку лепнины - прыгнуть на шкаф\на капитель колонны... (Особенно радовал вариантами Большой зал Консерватории. Когда я очутилась на сцене этого зала в один прекрасный момент (наш хор выступал), то почувствовала чуть ли не панику - совсем другой вид, и никаких вариантов... ) А позже, через десяток лет, вдруг стало неважным угловое место. Совсем неважным. Мне там, пожалуй, уютнее - но не настолько, чтобы не найти в кафе или в зале место не менее удобное. Десяток лет забивалась в маршрутке на заднее угловое сидение - теперь огорчаюсь, если место рядом с водителем занято. 
И пара цитат.
"Личная машина дает ее владельцу массу преимуществ, прежде всего независимость и внешнюю защищенность. Он сидит в ней, как в собственном домике на колесах. Этот домик переживается как второе «телесное Я» - большое, крепкое, быстро движущееся, замкнутое со всех сторон. Таким начинает чувствовать себя человек, сидящий внутри".
"Успешность в телесном общении в социальных ситуациях описанного выше типа основана на развитости психологического сопереживания и телесной чуткости по отношению к другим людям, отсутствии страха прикосновений, а также на хорошем владении своим собственным телом. Фундамент этих способностей закладывается в самом раннем детстве. Он зависит от качества и богатства тех телесных контактов, которые были между матерью и младенцем. Теснота и длительность этих контактов связана как с индивидуальными особенностями семьи, так и с типом культуры, к которой семья принадлежит."

все позади - придется обернуться!, чего тут думать - трясти надо, интересное, память, читаю

Previous post Next post
Up