...Они будут дивиться на нас и будут-считать нас за богов за то, что мы, став во главе их, согласились выносить свободу и над ними господствовать - так ужасно им станет под конец быть свободными. Но мы скажем, что послушны Тебе и господствуем во имя Твое. Мы их обманем опять, ибо Тебя мы уже не пустим к себе. В обмане этом и будет заключаться наше страдание, ибо мы должны будем лгать. Вот что значил этот первый вопрос в пустыне, и вот что Ты отверг во имя свободы, которую поставил выше всего. А между тем в вопросе этом заключалась великая тайна мира сего. Приняв "хлебы", Ты бы ответил на всеобщую и вековечную тоску человеческую как единоличного существа, так и целого человечества вместе - это: "пред кем преклониться?" Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, пред кем преклониться. Но ищет человек преклониться пред тем, что уже бесспорно, столь бесспорно, чтобы все люди разом согласились на всеобщее пред ним преклонение. Ибо забота этих жалких созданий не в том только состоит
( ... )
Достоевский был во многом пророком именно потому, т.к. на себе испытал весь ад богооставленности (со своей тонкой организацией души под воздействием страстей), и невероятной жажды Бога, освобождения, нового Неба и земли и блестящей интуиции, основанной на опыте жизни среди людей. Но как он "дотерпел до конца"... для меня загадка. Многое ему было дано испытать внутренней боли. Но чем больше страдание - тем тоньше перегородка...
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но как он "дотерпел до конца"... для меня загадка. Многое ему было дано испытать внутренней боли. Но чем больше страдание - тем тоньше перегородка...
Reply
Leave a comment