Оригинал взят у
humus в
Благотворительность в России. Часть 1Императорское Человеколюбивое общество
Участники празднования 100-летнего юбилея Императорского Человеколюбивого общества у строящегося здания Народного дома императора Николая II. Санкт-Петербург. 1902
За 100 лет существования ИЧО стало мощной и разветвленной организацией. К 1902 г. в его ведении состояло 221 заведение: 63 учебно-воспитательных, где призревалось и обучалось свыше 7000 сирот и детей бедных родителей; 63 богадельни на 2000 престарелых и увечных; 32 дома бесплатных и дешевых квартир и 3 ночлежных приюта на 3000 человек; 8 народных столовых, отпускавших ежедневно 3 тыс. бесплатных обедов; 4 швейных мастерских, доставляющих работу свыше 500 женщинам; 29 комитетов, оказывавших временную помощь свыше 10 тыс. нуждающимся; 20 медицинских учреждений, пользовавших 175 тыс. больных.
Заседание членов Совета Императорского человеколюбивого общества. Петроград. 1915.
С момента организации ИЧО управление им было вверено Совету, в котором председа-тельствовал главный попечитель. Первым эту должность занял князь А. Н. Голицы - автор проекта ИЧО. Члены Совета избирались из лиц первых четырех классов. В структуру ИЧО входили также Попечительства и Попечительные комитеты, образованные в разных городах России. По положению 1858 г. чиновники ИЧО считались государственными служащими.
Контора Императорского человеколюбивого общества для сбора пожертвований. Санкт-Петербург. 1900-е.
Деятельность ИЧО способствовала повышению престижа благотворительности в общественном мнении. Несмотря на включенность в систему государственного администрирования, оно оставалось в глазах тысяч благотворителей и простых граждан надежным институтом распоряжения имуществом и капиталами, предназначенными в помощь нуждающимся. К началу ХХ в. на содержание всех заведений ИЧО, в которых оказывалась помощь свыше 200 тыс. бедным, ежегодно расходовалось 1,5 млн. руб. В деятельности ИЧО принимало участие личным трудом или пожертвованиями 4500 человек.
Общий вид фасада Дома призрения малолетних бедных Императорского Человеколюбивого общества (Лиговская ул., 26). Начало 1900-х гг.
Дом призрения малолетних бедных Императорского человеколюбивого общества. Воспитанники на уроке. Санкт-Петербург. 1900-е
Общий вид здания, где размещалась летняя колония, учрежденная С.М. Проппером для детей, призреваемых попечительством Императорского Человеколюбивого общества.
Воспитанники за обедом в столовой Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Начало 1990-х гг.
Воспитанники занимаются гимнастикой в спортивном зале Дома призрения и ремесленного образования бедных детей в С.-Петербурге. Начало 1900-х гг.
Воспитанницы женской профессиональной школы Императорского человеколюбивого общества в гостиной у начальницы мастерской дамских нарядов. Санкт-Петербург. 1900-е.
Женская профессиональная школа ИЧО, рассчитанная на 150 человек (80 живущих и 70 приходящих) открылась в 1864 г. как девичья школа. В 1892 г. преобразована в профессиональную школу, где девочек обучали по программе двухклассных сельских училищ и приобщали к ремеслам - портняжному и белошвейному (курс 4 года). Бесплатно принимались девочки из приютов ИЧО, пансионерками - дети христианских вероисповеданий 12-16 лет.
Оркестр Института слепых Императорского человеколюбивого общества. Cанкт-Петербург. 1910-е.
Институт слепых предназначался для призрения 60 мужчин независимо от их звания и вероисповедания. Бедные призревались бесплатно. Призреваемые получали полное содержание, а также «научное, музыкальное и ремесленное образование».
Обед в бесплатной столовой для бедных имени императора Николая II Императорского человеколюбивого общества. Санкт-Петербург. 1913
Столовая для бедных имени императора Николая II открылась в 1897 г. и обслуживала жителей одного районов столицы - Галерной гавани. В течение только 1906 г. посетителями столовой ежедневно бывали в среднем 218 человек, получившие 79 570 бесплатных обедов.
Вид главного фасада Императорского Воспитательного дома (наб. реки Мойки, 52)
В грудном отделении Воспитательного дома.
Занятия в школе нянь Воспитательного дома. 1913 г
Воспитанники приюта Императорского человеколюбивого общества за завтраком на даче
Воспитанники приюта Императорского человеколюбивого общества за завтраком на даче
Благотворительная деятельность Ольденбургских
Общий вид здания приюта П.Г. Ольденбургского (Измайловский полк, 12-я рота, д. 36).1909 г.
Вид здания приюта (дачи) принца П.Г. Ольденбургского в Лесном (1911)
Воспитанники приюта принца Петра Ольденбургского и сестры милосердия у памятника П. Г. Ольденбургскому перед Мариинской больницей в день 100-летия со дня его рождения. Санкт-Петербург. 1912.
Начало благотворительной деятельности П. Г. Ольденбургского относится к 1839, когда ему, еще молодому человеку, было поручено управление Мариинской больницей для бедных в Санкт-Петербурге. Благодаря его усилиям эта лечебница стала одной из лучших в России. В 1889 благодарные петербуржцы на собранные по подписке деньги установили перед зданием Мариинской больницы памятник П. Г. Ольденбургскому с надписью: «Просвещенному благотворителю», а в 1912, в связи со столетием со дня рождения принца набережная реки Фонтанки вблизи основанного им Училища правоведения была названа его именем.
Воспитанники Малолетнего отделения приюта принца П.Г. Ольденбургского в игровой комнате. Луга. март 1909
Одним из учебных заведений, обязанных своим появлением П. Г. Ольденбургскому, был приют его имени. Здесь призревалось 180 детей (часть бесплатно), которым давали начальное образование. Кроме того, девочек обучали рукоделию, а мальчиков ремеслам. После смерти отца попечителем приюта стал А. П. Ольденбургский, который в начале 1900-х основал загородное отделение приюта на 300 детей.
Оркестр воспитанников приюта принца П.Г. Ольденбургского. 1910-е гг.
Воспитанники приюта принца П.Г. Ольденбургского в мастерской за изготовлением музыкальных инструментов. 1911
Воспитанницы приюта принца П.Г. Ольденбургского во время выступления на празднике. 1913
Главный врач Детской больницы принца Петра Ольденбургского К. А. Раухфус (у кроватки ребенка) и медицинский персонал с детьми. Санкт-Петербург. [1900-е].
По инициативе П. Г. Ольденбургского на средства Ведомства учреждений императрицы Марии в 1869 в Санкт-Петербурге была построена Детская городская больница. Она предназначалась «для больных детей всех сословий и преимущественно недостаточных родителей». В течение 40 лет больницу, оборудованную по последнему слову медицинской науки, возглавлял выдающийся педиатр К. А. Раухфус.
Учащиеся женского училища (института) принцессы Терезии Ольденбургской укладывают спать маленьких детей. Санкт-Петербург. [1910-е].
Любимым детищем Т. В. Ольденбургской было открытое ею в 1841 в Санкт-Петербурге женское училище, в котором 200 воспитанниц получали образование в объеме гимназического курса. Для его устройства она приобрела на собственные средства дом. Училище давало образование девицам недостаточного состояния, будущность которых «должна быть обеспечена трудом честным и благородным». В основном выпускницы становились домашними учительницами. С кончиной в 1871 принцессы Терезии все заботы об училище взяли на себя ее муж Петр Георгиевич и дочь Александра Петровна.
Благотворительная деятельность великой княжны Марии Николаевны
Общий вид здания приюта им. великой княжны Марии Николаевны (Петербургская ст., Ждановская наб., д. 21). 1910-е гг.
Заседание Опекунского совета Ведомства учреждений императрицы Марии. Санкт-Петербург. 1913.
По делам законодательным и финансовым учреждения Ведомства находились в ведении московского и петербургского Опекунских советов, учрежденных еще Екатериной II при создании Воспитательных домов. В 1874 они были объединены в единый Опекунский совет. Члены совета именовались почетными опекунами, их должность приравнивалась к должности сенатора (III класса).
Вдовы и девицы Санкт-Петербургского вдовьего дома. 1902
К заслугам императрицы Марии Федоровны относится создание Вдовьих домов в Санкт-Петербурге и Москве (1803), а при них специального разряда сердобольных вдов (1813), занимавшихся уходом в больницах для бедных. Пройдя испытательный срок, сердобольные вдовы приводились к присяге с возложением наперстного золотого креста с изображением Божией Матери Всех Скорбящих Радости и надписью «Сердоболие» на широкой зеленой ленте. Знак носили всю жизнь, даже в отставке. Институт сердобольных вдов, просуществовавший до 1892, явился прототипом общин сестер милосердия, которые в России начали возникать с середины ХIХ в
Урок гимнастики в Сиротском институте Ведомства учреждений императрицы Марии. Санкт-Петербург. 1900-е.
В 1830-х призрение сирот в Санкт-Петербургском воспитательном доме приобрело строго сословный характер. Всех младенцев неизвестного происхождения отправляли по деревням в возрасте 6 недель. В зданиях Воспитательного дома был образован Сиротский институт для девочек - круглых сирот из семей обер-офицеров и чиновников IX-XIV классов. Из воспитанниц готовили гувернанток и учительниц, преподавательниц гимнастики и танцев. Для мальчиков открыли Сиротский институт в Гатчине. С 1855 оба заведения именовались Николаевскими.
Попечители и воспитанники Императорского училища глухонемых у здания Попечительства о глухонемых. Санкт-Петербург. Начало ХХ в.
Некоторые из вошедших в состав ВУИМ обществ и попечительств сыграли выдающуюся роль в развитии благотворительности. Таковы Императорское женское патриотическое общество (основано в 1812), Московское благотворительное общество 1837 года, Московское дамское попечительство о бедных (1874), Попечительство императрицы Марии Александровны о слепых (1881), Елизаветинское благотворительное общество (1890), Попечительство императрицы Марии Федоровны о глухонемых (1898),Санкт-Петербургское общество вспомоществования бывшим воспитанницам учебных заведений (1899), Всероссийское попечительство по охране материнства и младенчества (1913).
Обучение разговорной речи в младшем классе Мариинской школы глухонемых. Санкт-Петербургская губерния, дер. Мурзинка. 1907
Особой заботой Марией Федоровны было создание учреждений для призрения и обучения глухонемых детей. Первое из них возникло как отделение Воспитательного дома в 1806 и затем трансформировалось в Училище для глухонемых детей. В училище принимались дети 7-9 лет. Они получали общее и ремесленное образование. Из 162 мест в училище 120 были бесплатными и предназначались для круглых сирот, полусирот и детей бедных родителей. ВУИМ принадлежала также Мариинская школа для глухонемых в дер. Мурзинка под Санкт-Петербургом.
Вид фасада здания Евангелического Александринского воспитательного заведения для бедных детей и сирот обоего пола (В.О., 9-я линия, 50). 1914 г.
Общий вид здания санатория им. Костровцевых, организованного Обществом попечения о бесприютных детях. Сестрорецк. 1913 г
Дети на прогулке в окрестностях санатория им. Костровцевых. Сестрорецк. 1913 г
Общий вид здания санатория для слабосильных детей Общества попечения о бесприютных детях. Сестрорецк. 1913 г.
Врач и медицинская сеста у постели больного ребенка в санатории для слабосильных детей Общества попечения о бесприютных детях. Сестрорецк. 1913 г.
Сиротский институт императора Николая I. На уроке арифметики. 1900-е гг.
Дети играют в саду приюта св. Николая. Колпино. Начало 1900-х гг.
Группа детей у здания приюта св. Николая. Колпино. Начало 1900-х гг.
Девочки за рукоделием в приюте св. Николая. Колпинское благотворительное общество. 1900.
Колпинское благотворительное общество, входившее в состав ВУИМ, с 1878 содержало детский приют св. Николая на 45 человек. В нем воспитывались дети (обоего пола в возрасте от 4 до 15 лет) жителей посада Колпино, преимущественно мастеровых Ижорских заводов. Дети получали бесплатно полное содержание и обучались грамоте и ремеслам. На Всемирной выставке в Чикаго (1893), где приют участвовал вместе с другими заведениями ВУИМ, изделия его питомцев удостоились бронзовой медали, а на выставке в Париже (1900) Колпинскому обществу была присуждена серебряная медаль за организацию общественного призрения.
Разнообразные благотворительные общества
Приют Общества бесприютных детей. Преподаватель физкультуры Крестьянсон руководит группой девочек, исполняющих гимнастические упражнения. 1913 г.
Общество попечения о бесприютных детях, основанное в 1898, осуществляло призрение детей-сирот и детей неимущих родителей. К 1905 общество состояло из 1203 членов. В приюте общества призревалось 750 девочек и мальчиков в возрасте от 1 до 8 лет. Старшие дети переводились в училища или отдавались для обучения ремеслам в мастерские общества: для девочек - трикотажно-вязальные, ткацкие и художественного корзиноплетения, для мальчиков - столярную, сапожную, переплетную, а также школу садоводства и огородничества с обучением куроводству и кролиководству
Группа воспитанниц у здания приюта императора Александра III для девочек Петроградского дамского благотворительного тюремного комитета.1915 г.
Общий вид Евгеньевского приюта для арестантских детей-девочек (Тарховка, Константиноградская ул., 4). Фотограф Булла. 5 июня 1911 г.
Столовая дневного убежища для детей Общества трудовой помощи «Улей». Петроград. 1915
Воспитанники Городского сиротского приюта им. М. Г. Петрова во время урока танцев. Санкт-Петербург. 1900-е
С конца XIX в в Санкт-Петербурге начался подъем муниципальной благотворительности, связанный, прежде всего, с образованием при Городской думе исполнительной комиссии по благотворительности под председательством крупного предпринимателя и филантропа Н. Н. Брусницына. К этому времени относится открытие целого ряда муниципальных учреждений для детей, созданных на частные пожертвования. Одним из первых таких учреждений стал построенный в 1893-1894 на средства купца М. Г. Петрова и на подаренном им городу участке земли Училищный дом, где располагались два начальных городских училища и сиротский приют.
Мебельная мастерская Рукавишниковского приюта. Москва. 1900-е.
В 1864 владелец металлургических предприятий и золотых приисков К. В. Рукавишников открыл в Москве на свои средства приют для подростков, осужденных за уголовные преступления. Приют отличался от тюрьмы не только благоустроенным бытом и хорошим питанием: юношам здесь давали образование, обучали профессии. В мастерских приюта делали мебель, шили обувь и одежду. Изделия шли на продажу, причем 2/3 вырученных денег поступали на счет воспитанника и вручались ему по окончании содержания. По образцу Рукавишниковского приюта в России было открыто около 20 воспитательных учреждений.
Группа мальчиков у здания Дома трудолюбия для детей-подростков Галерной гавани. Санкт-Петербург. Начало 1900-х
Дом трудолюбия для мальчиков-подростков был создан в 1897. Здесь подростки, которые окончили начальную городскую школу, но по возрасту еще не могли быть приняты на фабрики и заводы, бесплатно обучались сапожному, столярному и слесарному ремеслам. Из 30 воспитанников 12 жили при Доме трудолюбия. В 1898 Дом трудолюбия принял участие на 1-й выставке детского труда, а в 1899 на Ремесленной выставке в Соляном городке удостоился бронзовой медали.
Детский приют трудолюбия св. Ольги. Санкт-Петербург. 2 мая 1899 г
Воспитанники приюта-яслей Попечительства по охране материнства и младенчества во время занятий лепкой. Петроград. 1915
Учрежденное в 1913 под покровительством императрицы Александры Федоровны Всероссийское попечительство об охране материнства и младенчества открывало родильные приюты, женские консультации, приюты-ясли, молочные кухни, детские лечебницы. Первоначальный капитал Попечительства составила сумма в 1 млн 10 тыс. руб., собранная петербургскими и московскими коммерческими банками в ознаменование 300-летия Дома Романовых и переданная в 1913 в распоряжение царской семьи
Воспитанницы приюта Общества помощи бесприютным и беспризорным детям призванных на войну доят коз. Новгородская губ., ст. Торбино, имение «Отрадное». Август 1916.
В годы Первой мировой войны для бесприютных детей, отцы которых были призваны на войну, создавались сельские приюты, где они могли прокормиться и обучиться ремеслам.