Aug 20, 2014 08:47
Вопрос теодицеи положительно решен у одного философа, кто признал свободу - нетварной. Т.е. свобода не подвластна Богу и первична (следствие первичного хаоса, но не последующего богосотворенного бытия). Этот философ - Н. Бердяев.
Мнение интересное, хоть я с ним не согласен.
Ис.55:8 Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.
Вопрос теодицеи, т.е.в частности, оправдания "доброго Бога" - не имеет философского, богословско-научного разрешения, т.к. для его решения нужен выход за пределы дискурсивного, логического,слишком человеческого мышления (кстати, силу и пользу которого отрицал тот же Бердяев, пользуясь более интуицией), т.е. переход в абсолютно иную плоскость бытия, где эти методы познания непригодны. Этот выход - и есть вера, т.к. именно в этом случае этот вопрос просто отпадает, как, к примеру, отпадают у выросшего ребенка вопросы для нас смешные и бессмысленные. Разрушить же точку зрения Николая Бердяева можно его же трудами, в частности, его поддержкой идеи всеспасения. Если эта идея (всеспасения) верна - то говорить о первичной свободе просто невозможно, т.к. у человека нет никакой свободы (выбора).
Кол.2:8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу;
ЗЫ. Это не критика Бердяева - он очень интересный человек, с удовольствием его читаю, но напоминание о рамках человеческого познания.
Бердяев,
теодицея,
свобода,
богословие,
философия,
духовные этюдики