Оригинал взят у
nashol в
Размышление перед крещением желающему креститьсяВыложи в ЖЖ:
С меня требуют и ждут крещений. Говорю об оглашении, но люди ищут своего. Им непривычно то, что я говорю. Поэтому решил идти, что называется, ва-банк: "Хотите креститься? Хорошо. Но вам предстоит ответить мне на некоторые вопросы..." И вот вчера создал сей опус. Сегодня отдал молодой паре. Мне это напоминает пальбу по воробьям из установки "Град". Хотелось бы мягче, но мои условия не позволяют. Люди нетерпеливы.
Перед крещением желающему креститься задаются вопросы для испытания его веры. Важно подумать над этими вопросами заранее, чтобы не быть вынужденным во время крещения давать поспешные необдуманные ответы, о которых впоследствии придётся жалеть. Эти вопросы и ответы на них являются словами заключения союза (завета) с Богом, принятие ответственности за то, что будет совершено. Так же как при бракосочетании вопрос «Согласны ли вы…» и ответ на него являются не простой формальностью, а принятием обязательств перед супругой/супругом и обещанием ей/ему верности перед лицом свидетелей. Таинство крещения идентично таинству брака, только в качестве одного из супругов выступает Небесный Жених - Христос.
Первый вопрос:
Отрекаешься ли ты от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов (или: слуг) его, и от всякого поклонения ему, и от всего великолепия его?
Этот вопрос важен, прежде всего, словом «отрекаешься». Отречься от чего-либо может только тот, кто причастен к этому чему-либо. Как, например, от фашизма может отречься только раскаявшийся фашист. Человек, который никогда не был причастен фашизму, может быть против фашизма, может ненавидеть фашизм, может бороться с фашизмом, но отречься от фашизма он не может, потому что он ему не был причастен. Поэтому стоит задуматься: почему Церковь задает именно такой вопрос человеку: «отрекаешься ли?»
Как вы считаете, уместно ли вам задавать такой вопрос? Не вводит ли вас в недоумение такой «намёк»? Как вы ответили бы на заданный вопрос? Кто такой сатана? Где он?
Второй вопрос:
Отрёкся ли ты от сатаны?
В жизни важно не только желание человека, но и то, что он сделал для исполнения своего желания. Для христианства не приемлемо понятие «вера в душе». Христианство настаивает на том, что вера должна воплощаться в жизни. Так же как и слова «я люблю тебя» не имеют смысла, если за ними не стоит конкретное проявление (т.е. воплощение) в делах, в поступках.
Если вы ответили утвердительно на первый вопрос, то как вы ответили бы на второй? Было ли у вас это отречение? Когда и как оно произошло?
Далее следует подтверждение ответов на первые два вопроса:
Так дунь и плюнь на него!
Желающему креститься действительно необходимо плюнуть (не сильно, не харкаясь, но всё-таки вполне реально). Почему такое действие является подтверждением ответов? Потому что вне зависимости от серьёзности намерений человека, тот, на кого будут плевать, шутить не намерен. Поэтому Церковь с древних времён утверждала, что быть неверующим и некрещёным лучше, чем быть неверующим и крещёным, что несерьёзность, необдуманность в этом деле приводит к печальным последствиям.
Можете ли вы плюнуть на сатану? Готовы ли вы этим подтвердить ответы на первые вопросы? Готовы ли вы к последствиям этого плевка?
Древние тексты говорят не столько о плевании на сатану, сколько о выдувании и выплёвывании его из себя. Как вы относитесь к такому пониманию? Тем более когда вторым вопросом утверждается, что это выплёвывание должно было произойти ещё до его подтверждения в этом месте.
Третий вопрос:
Сочетаешься ли ты со Христом?
Как и в первом вопросе, здесь важен сам глагол: «сочетаешься». Сочетаться - значит соединиться. Именно от этого слова происходит слово «бракосочетание». Двое становятся одним целым, одной семьёй. Теперь жизнь одного немыслима без другого. После ответа «да» человек перестаёт жить самим собой - теперь все интересы одного должны быть согласованы с интересами другого. В противном случае такая семья обречена.
Церковь уподобляет крещение бракосочетанию - к сочетанию со Христом. Искать в крещении только защиты ангела-хранителя, только того, чтобы Бог был ближе, чтобы помогал - равносильно тому, чтобы в супружеской жизни искать не взаимной любви, не взаимного общения и взаимного обогащения друг другом, а исполнения своих желаний и своих интересов. Такая «любовь» и такая «вера» обречены. Тем более нельзя жениться/выходить замуж/креститься только потому, что все вокруг женятся/выходят замуж/крестятся, т.е. чтобы было «как у всех». Как у всех не бывает - каждый сам отвечает за свой выбор.
Важно: без утвердительных ответов на первые два вопроса дальнейшие вопросы не задаются, крещение откладывается.
Как вы ответили бы на заданный вопрос? Знаете ли вы «Жениха» настолько, чтобы быть готовым связать с Ним свою судьбу? Как вы считаете, должна ли поменяться ваша жизнь после ответа «да»?
Четвёртый вопрос:
Сочетался ли ты со Христом?
Традиция Церкви (которая в наше время оказалась нарушенной из-за гонений на Церковь в прошлом столетии), говорит о том, что крещение уже является итогом произошедших перемен в жизни желающего креститься. Внутреннее сочетание (соединение) со Христом должно произойти до крещения. Крещение является, как и бракосочетание, лишь свидетельством об произошедшем сочетании, о личных взаимных обещаниях любви и верности друг другу перед окружающими, свидетелями. В традиции Церкви в крещении человека принимала участие вся церковная община (что, опять же, в силу сказанного выше оказалось сейчас нарушенным). Именно перед общиной и её предстоятелем (священником) крещаемый свидетельствовал о произошедшем отречении и сочетании. А община свидетельствовала о том, что крещаемый говорит правду.
Христианин, если он христианин, точно знает дату своего «сочетания». В наше время, к несчастью, оно происходит гораздо позже крещения. Это говорит о том, что крещение было бесплодным, что в нём что-то было не так.
Как вы ответили бы на четвёртый вопрос? Не вводят ли вас в недоумение такие требования, исходя из того, что вы до сих пор видели - огромное количество крещёных людей, не знающих ничего о своём «сочетании» со Христом и никак не переживающих по этому поводу?
Пятый вопрос:
И веруешь ли ты в Него?
Этот вопрос подразумевает не столько исповедание факта веры (т.е. не простое «да»), сколько ответ на вопрос: «Кто Христос для тебя»? Как после свадьбы, супруга могла бы на вопрос: «Любишь ли ты его?» - ответить так: «Люблю как своего мужа». Это существенно отличается от слов: «Люблю как своего парня». В этом последнем варианте практически нет обязательств. В первом же обязательство есть. И оно важнее простого факта любви. Ви́дение в своём возлюбленном «своего парня» не обязывает настолько, насколько обязывает видение в нём мужа. Интересно, что в древности ответ звучал бы более сильно: «Люблю, как своего господина и мужа». Сейчас о муже, как о господине, - увы - говорить уже не приходится.
Ответ, который должен прозвучать на четвёртый вопрос, звучит так: «Верую в Него как Царя и Бога». Эти утверждения и их связь с бракосочетанием очень важны: «Верую в Него как в своего Царя и своего Бога». В настоящее время человеку практически ничего не говорит слово «царь», тем более непонятно, что означает: «мой царь». Но, быть может, здесь может как-то помочь образ рыцаря, ставящего интересы своего царя выше собственных интересов и даже своей жизни; или же образ слуги, остающегося верным своему разорившемуся господину.
Смогли бы вы ответить на пятый вопрос так, как это от вас ждут? Что для вас означает: «мой царь»? Есть ли в вашей жизни что-то, что выше ваших собственных интересов? То, ради чего вы забудете о себе, о своём здоровье, о своём отдыхе? Кто (или что) ваш «царь»? Является ли таким царём Христос?
Далее следует подтверждение ответов на последние три вопроса:
И поклонись Ему!
Здесь желающий креститься должен совершить поклон. Это не кивок головы в знак приветствия и уважения. Поклонение - это признание власти над собой и готовность служить. Поклонение может быть лицемерным - ради какой-то своей тайной выгоды, своих тайных интересов. Такое поклонение не достойно, оно унижает человека, делает его рабом. А может быть истинным - такое поклонение добровольно, оно возвышает человека, делает его свободным. Рыцарь служит только своему царю и никому больше, никто другой не имеет над ним власти. Настоящий слуга служит только своему господину и никому больше. Настоящая жена подвластна только своему мужу и никто другой не имеет на неё права. Поэтому раб Божий - только Божий раб. Над ним, над его совестью, над его сердцем, над его поступками не властен никто, кроме Бога. Но и эту власть над собой человек принимает добровольно.
* * *
Если у вас после прочтения возникли вопросы, недоумения, несогласие, но вы хотели бы получить более развёрнутые объяснения, то приходите, звоните.