Гореть и не сгорать Анна Лелик
Журнал «Отрок.ua»
Выгорание касается, прежде всего, людей, работающих в сфере «человек-человек», и в первую очередь затрагивает учителей, медиков, социальных работников и психологов. В поисках ответов на мои вопросы мне помогли примеры людей, всю жизнь работающих в этих сферах. Вставлю пять копеек. Статьи Анны Лелик (как и священника Андрея Лоргуса, по горячим следам Евгения Тычковского и т.п.) - мне нравятся, однако к ней, и к большинству православных психотерапевтов (ох!), которые пишут на подобные темы есть одно и то же замечание.
Часто при наблюдении извне возникает впечатление (вполне возможно, что обманчивое), что в таком человеке происходит какая-то внутренняя борьба, какой-то разлад ценностей: с одной стороны - психолога, психотерапевта, с другой стороны христианина. Т.е. мне кажется, что в этих людях периодически как бы смещены главные ценности, на которые должны быть сориентировано всё остальное. И более того, иногда научный подход преобладая над верою, подчиняет себе духовную жизнь, используя ее как некое лекарство, устраняющее "поломку", то наоборот видя, пропасть между этими вещами человек как бы приходит в себя, но т.к. бросить жалко, то продолжает протягивать и пытаться совмещать несовместимое, т.е. такое метание между двух, абсолютно противоположных способов познания себя (не пишу Бога).
Вот, например, ссылочка на
общие принципы христианской психотерапии у Евгения Тычковского. Здесь христианин рассматривается, как некий поломавшийся механизм, который путем неких манипуляций (молитвы, прояснения смыслов, разговора) можно вновь починить. Нет, я не спорю, что некоторые методы, особенно - прояснения того, а что собственно человек хочет ? - нужны, но собственно, этим и ограничивается та область, которая зиждется на тайне веры - встречи человека и Бога.
Вспоминая старые статьи о выгорании, ну например,
еп. Пантелеймона - видно, какая разница в подходе к человеку. У Анны - это более по уму (о чем я писал выше - попытка из знаний прикладной науки найти ответ), о владыки - по опыту жизни во Христе, с точки зрения христианской антропологии, аскетики, сотериологии. И неудивительно, что затрагивая один из важных вопросов о выгорании, Анна забыла о том, что не человек - источник жизни, источник своих энергий, источник любви, отнюдь не он. Конечно же, выгорание в первую очередь - результат отпадения от Бога, результат того, что человек делает свое дело страстно, но не по духу, что человек не обращается (или утерял связь) с Источником всякой Жизни, Любви - ко Христу. Именно эти причины и есть прежде всего источником выгорания волонтера.
В центре человека, который хочет научится без вреда другим и себе помогать должны стоять - православная вера Христу, неуклонное, регулярное участие в Евхаристии (он должен нести свет Христов миру - это его основная цель и обязанность, коль он волонтер по послушанию Церкви), особое(!) внимание молитве, частая исповедь, большое внимание к своей внутренней жизни... а уж далее все то, о чем написала Анна.
В заключении хочу привести
мнение о.Рафаила (Карелина), с которым вполне согласен:
Батюшка благословите! Можно ли узнать Ваше отношение к православной психологии? Я всегда считал, что единственным психотерапевтом для православного может быть батюшка, а единственная психотехника это покаянная молитва. Может я слишком категоричен в свем суждении? Спаси Вас Господи!
Архимандрит Рафаил отвечает:
Уважаемый Виктор! Я вполне согласен с вами, что христианской психологии, как предмета, не существует. Психология - это система, а человеческая душа неизмеримо шире и глубже каждой системы. Великий Сократ всю жизнь стремился познать себя самого, но без благодати Божией не смог сделать этого, и его аналитический рассудок вращался на поверхности рефлексии. Только святые отцы, через молитву и аскетизм, могли в какой-то степени, проникнуть в тайники человеческой души. Психология изучает отдельные душевные проявления, игнорируя душу человека как субстанцию. Между тем, душа это предмет веры, а не науки. Психология бессильна проникнуть в ту высшую область человеческой души, которая обычно называется духом. Поэтому, представления психологов о религиозной жизни, основанные на данных психологии, весьма примитивны и искажены. Если же психолог православный христианин, то он черпает сведения о религиозной жизни человека не из психологии, а из христианской аскетики и личного опыта. Христианство - это вера, основанная на откровении, а всякая наука основана на человеческом наблюдении, поэтому говорить о христианской психологии, по-моему, также не оправдано, как говорить о христианском естествознании или биологии. Лучшее, что может сделать верующий психолог, это объяснить пациенту порочную сущность современного психоанализа, ложность концепции ведущих психологов, и затем направить своего пациента в церковь. Мне кажется, что в вашем вопросе уже заключался ответ, и мне остается только выразить свое согласие с ним.
И там же в ответах:
.... Христианская антропология и современная психология имеют различные исходные позиции. Поэтому занятие психологией создаст в вашей душе двойственный подход к объяснению душевных свойств и способностей, или, другими словами, создаст хаос понятий и представлений, так что, вам самим трудно будет отличить, где кончается психология и начинается христианское учение. Душа является предметом веры, а не науки; психология рассматривает психические проявления с безуспешными попытками интегрировать их. Строго говоря, психологии, как монолитной науки, не существует, а имеются психологические школы, противоречащие друг другу в кардинальных вопросах. Психиатрия, как наука, также находится в состоянии упадка. Они сдала свои позиции психотерапии, которая не лечит болезни, а заглушает симптомы. Окончательно засорил психологию Фрейд своим учением о сексуальных комплексах и символики бессознательного.
Очень краток, точен в этом вопросе и вполне "либеральный" богослов о. Александр (Шмеман). Немного
цитировал его чуть ранее. ***
А еще печальнее для меня не эта тема (это уже не об Анне и других православных), а та, когда страшный внутренний кризис человека (попущенный Богом для его спасения), врачуется психотерапевтами как некая болезнь, чтобы привести его к нормальному, адекватному состоянию.
О да, они не знают, что наше "адекватное" состояние - отнюдь не здоровое. Это состояние - смерти, греховного сна, дурмана их которого единственный (возможно) выход и был этот взрыв - настоящего горя, страдания, понимания, что есть человек без Бога. И вот его снова "лечат" - и погружают все в тот же дурман, бесконечную спячку.
Врач - исцелись сам, а потом начинай лечить других.
Я не понимаю и не принимаю любой психотерапии, цель которой -
не направление человека ко Христу, не указание ему пути ко спасению. Это очевидно - дьявольская ложь и подмена.
"Зачем нужна дорога не ведущая к храму ?" (с)
фильм "Покаяние"