«Знай, что на дверях каждой из церквей казацких бывает железная цепь, вроде той цепи, которую налагают на шею пленникам. Мы спросили о ней, и нам сказали, что всякому, кто приходит в церковь на рассвете после звона, вешают эту цепь на шею на целый день, и он остается распятым на дверном косяке, не имея возможности шевельнуться. Это его епитимия».
...
«Накануне четвертого воскресения по Пятидесятнице мы отстояли у них вечерню, так же утреню поутру, а затем обедню, затянувшуюся до полудня. Тут-то впервые мы вступили в топи и борения, и настало для нас время пота и труда, ибо во всех казацких церквах до земли московитов вовсе нет стасидиев (сидений - авт.), даже для архиереев. Представь себе, читатель: они стоят от начала службы до конца неподвижно как камни, беспрестанно кладут земные поклоны и все вместе, как бы из одних, поют молитвы; и всего удивительнее, что во всем этом принимают участие и маленькие дети. Усердие их в вере приводило нас в изумление. О Боже, Боже! Как долго тянутся у них молитвы, пение и литургия!»
Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Россию в половине XVII века