Сегодня услышал у Златоустого (жаль не записал, по памяти передаю мысль): Милосердие, оказанное ради друга - сделано не ради Бога, но сделанное врагу - ради Бога.
Как глубока и правдива эта, как кажется, слишком категоричная, мысль. Начал испытывать детально все свои внутренние движения и вижу, что это именно так. Все ради ближнего сдобрено хоть в какой-то мере: человекоугодием, тщеславием, привязанностью, опять таки удоволетворением внутреннего эго, гордостью, страстью и т.п. и я бы соврал, если бы сказал, что это не так. А значит ? Значит этот плод неугоден Богу, нечист, хотя само делание и не следует оставлять, т.к. даже это дается со скрипом, не говоря уже о любви ко врагам...
(Как когда то шутил о. Андрей, что если в бочку меда добавить сто грамм дерьма, то увы, получиться бочка ... дерьма..)
А ведь даже не говоря о врагах, но например, о "дальних" (которые христианину должны быть ближними)... В лучшем случае - это копеечные подачки, да и то с внутренним судом: Этот достоин, а этот нет. А ведь знаю же, что за каждым - Сам Христос (Неужели же Его обещание быть в каждом нуждающимся - просто слова ? Да не будет!).
Вот так и подаю Христу - редко, нехотя, жмотясь, судя и т.д. Причем, что подаю то ? Все Его и все даровано Им (мне - как нерадивому домоуправителю). Отчего эти все подачки - конечно же, не в спасение, а только в суд.
Как хорошо писал как-то свт. Игнатий, чтобы полюбить ближнего Евангельской любовью,
следует учинить сердцу страшное насилие. Ибо эта любовь противна той комедии, что мы ломаем всю жизнь, называя любовью, милосердием, и которые обыкновенное жестокосердие, самость, не видение другого человека и Христа в нем.