Из
новой статьи о.Рафаила. Все предельно точно. Человек потому и мечется, даже находясь в Церкви, что не хочет заниматься главным или так ничего и не понимает... Отсюда - беганье по "юрисдикциям", не ощущение святости Церкви - то, что Она есть небо на земле, обличение и борьба с такими же грешниками, как и он сам, попытка изменить Церковь под себя, поиски врагов/друзей, акционизм) и т.д.
...Юноша спросил:
- Что мне надо сделать, чтобы исправить свое внутреннее состояние и найти правильный путь к спасению?
- Вам надо начать воцерковление - ответил духовник.
Собеседник удивился и сказал:
- Я никогда не отходил от церкви, пою и читаю на клиросе, редко, когда пропускаю воскресные богослужения, никогда не сочувствовал расколу и не посещал еретических общин и по мере сил стараюсь исполнять заповеди. В каком смысле мне надо воцерковиться?
Духовник ответил:
- Воцерковление происходит на двух уровнях: ума и сердца. Вы приняли Православие умом. Но, чтобы включиться в сакральную жизнь Церкви, надо принять ее сердцем. Воцерковление - это уподобление Христу через благодать.
Надо понять, что мешает благодати действовать в вас и стараться убрать эти препятствия. Здесь первенствующее значение за сердцем. Ум просвещает, а сердце согревает и живит; в сердце совершается таинственное единение души с Богом. Воцерковиться - это дать возможность благодати сделать вашу душу нерукотворенным храмом Божиим. Здесь необходимо покаяние и борьба со своими страстями, хотя бы с самими грубыми и очевидными. Чем больше благодать будет озарять вашу душу, тем глубже будете вы постигать собственную греховность.
Вы говорили, что исполняете евангельские заповеди, но это далеко не так. Заповеди представляют собой нравственный идеал, который полностью никогда не достигается - можно только приближаться к нему. Святые особенно ясно видели человеческое падение в себе самих по мере приобретения духовного света, и поэтому по мере святости их покаяние не уменьшалось, а увеличивалось и углублялось. Чтобы пробудить покаяние, заставить яснее говорить свою совесть, надо по окончанию каждого дня проверять, как провели его, сравнивая с заповедями Евангелия и десятью заповедями Ветхого Завета.
Вы читали святых отцов и жития святых, но не сравнивали с ними собственную жизнь. Читали радостно, может быть даже воодушевленно, но не считали нужным следовать им своей жизнью, и это чтение более развило в вас воображение, чем волю. Для спасения надо пробудить волю, давать себе нравственные задачи и требовать от себя отчета за их исполнение...