Сегодня служили Литургию преждеосвященных Даров. Как хорошо, как светло, как радостно. После длинного богослужебного круга - бодрость, свежесть, радость! Служим первые три дня - весь круг. Первый день - пролетел быстро. Утром начали в 8-00, закончили в начале первого. Второй день - на час раньше. Потом бегом на работу. Да и второй день - уже тяжеловато... Плюс к тому, постоянные смены погоды просто рвали давление... А вчера вечером, казалось уже, если сейчас не причащусь - умру. Ну это - понятно. Пост, враг заводит свою шарманку видя, что человек хочет освободиться хоть немного от его мерзких пут... Как точно
пишет о.Андрей:
Во время поста страсти обнаруживают себя, просыпаются, томят и тревожат душу. Временами не просто тревожат, но жгут и опаляют. Нужда в Божественной помощи становится более востребованной, более ощутимой.
Сегодня думали с батюшкой, чтобы послужить еще как-то вечером ЛПД (но тут нагрузка большая на клирос - т.к. очень многое читается, поется, а у всех работа...), например, в одну из сред, т.к. расстояние от выходных до выходных - тяжело дается в пост без Божьей поддержки. Как хорошо именно в Великий Пост понимаешь и ощущаешь весь ужас, когда нет возможности исповедаться, причаститься, укрепиться Христом. Какая уж тут борьба со страстями ? Только сумасшедшие или (уже) святые могут жить так долго без Даров. А многие без них живут месяцами! Как точно, говорит о.Андрей:
Главная мысль, которая должна родиться от внимания к поднятой теме, - это тоска по причащению, скорбь разлуки. Это нежелание оставаться даже в течение одной седмицы без святых таин. Пусть нельзя торжествовать, а надо смиряться и плакать. Но все равно не причащаться нельзя, и, значит, надо причаститься хотя бы заранее приготовленными дарами.
Невозможно понять литургию Преждеосвященных даров, ее чин, ее происхождение, необходимость в ней без любви к таинствам и практики частого причащения. Что хотите, говорите, и, что хотите, думайте, но если бы в Древней Церкви была традиция причащаться пять-шесть раз в год, то литургия Преждеосвященных даров никогда не возникла бы. Не возникла бы сама нужда в ней. А нужда эта называется: не могу без Христа и причастия. «Для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение».
А как хорошо говорит св. прв. Иоанн Кронштадский:
«О, какое это великое счастье! Господь входит в грешную душу и испепеляет в ней все беззакония, и делается душа человека домом Божиим. Итак, оставил нам Спаситель как бы завещание совершать литургию и вкушать Его животворящие тело и кровь. Литургия - это дивный подарок Иисуса Христа. Литургия - это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную. Помните: это завещание Иисуса Христа! Идите этим золотым мостом, который спасет от пропасти ада. Не слушайте, возлюбленные, тех людей, которые бегут от чаши Спасителя. Это несчастные, заблудшие, жалкие люди, вдали от реки Христовой; они падают в пропасть. Дорогие мои, любите Божественную литургию, считайте для себя потерянным тот день своей жизни, в который не удалось быть за литургией, особенно в праздник. Святой Иоанн Златоуст говорит, что Божественная литургия есть великий чудный дар; ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье - вкушать Божественные тело и кровь».
«Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через святое причащение, подкрепляет меня. Иначе где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных усиленных трудов, которыми стараюсь служить во славу святого имени Его и во спасение ближних моих».
«Но вот спрошу я тебя, человек, чувствуешь ли ты духовную алчбу и жажду вкушать жизненный, сверхъестественный колос и зерно двурасленное, естественно-жизненное - плоть и кровь Христа Жизнодавца, истинного небесного Хлеба, дающего жизнь миру? Если не чувствуешь этого спасительного глада, то значит ты духовно мертв. Человек, начинающий выздоравливать или здоровый, естественно чувствует голод и жажду. Сколько же этих мертвецов в России, в Православной Церкви, не чувствующих этой спасительной жажды? Тьма тьмущая! Множество бесчисленное интеллигентов совсем не бывают у причастия, множество люда бывает очень редко, многие только однажды в год причащаются. А Господь ежедневно взывает: “Приимите, ядите… пийте от нея вси…” (Мф. 26: 26-27) - и нет ядущих и пиющих!»
Аминь, отче.