Оригинал взят у
denka_kds в
Поколение Кураева-Осипова (продолжение) начало
http://denka-kds.livejournal.com/2877.html 3. От частного к общему.
Знаменитые профессора привели в Церковь тысячи людей, не требуя себе за это внеурочных премий, не восходя из степени в степень по карьерной лестнице. Такое небрежение в вопросах своей карьеры иногда доходило до курьезов. Когда о. Андрей побывал у нас в городе проездом, то перед местным православным активом стал очень сложный вопрос: что бы ему, столичному дьякону подарить на память? Я точно знал, что он был несколько лет в конфликте со своим упертым портфелем, который вовремя и не вовремя открывался и изрыгал из своих недр всем напоказ свой внутренний мир. Я был уверен, что за несколько лет ситуация не изменилась, вот и предложил купить более «сговорчивую» новую сумку. И мы не ошиблись.
«Ну и ну, - восклицали наши прихожане,- человек при таких должностях, а себе ни на машину, ни на квартиру, ни даже на модную сумку не заработал. Как таких людей не уважать!». «Ну и ну,- думал я лично про себя,- да любой иподиакон даже захудалого архиерея большего благополучия добивается, пользуясь хорошими связями. А тут бывший секретарь Патриарха с родителями в одной квартире проживает! Да, он явно «не умеет жить»».
Талантливым людям с широкими возможностями обычно очень трудно пожертвовать своей блестящей карьерой ради того, во что они веруют. Будучи учителем, очень трудно «не учить», а преподавать, понимая, что ты просто передаешь другим людям то, что тебе дано. Они учились вместе с теми, кому преподавали, может быть благодаря этому смирению, их лекции не только давали много новых знаний, но и душу утешали. Они писали книги, чтобы рассказать людям о том, что полюбили в Церкви.
Они всегда были понятны тем, кто искренно искал Бога. Мои преподаватели из светского ВУЗа, отговаривая поступать в семинарию, не раз говаривали: «Куда ты идешь? В эту Богом забытую советскую Церковь? Хотя не так там все уж плохо, последним временем, потому что в ней есть Кураев». Когда спрашивают, а что у вас можно почитать, то даришь книги Кураева. Для того, чтобы иметь хоть элементарные, но четкие понятия о православии, рекомендуешь лекции Осипова.
Как Осипов, так и Кураев не привлекали к себе никого, скорее всего, наоборот, отгоняли подальше от себя да поближе к Церкви тех, кто к ним обращался. Они не создали никакой своей особенной богословской школы, круга почитателей, слащавого интеллектуального клуба любителей православия. Этот поток искреннего детского восхищения перед непостижимой тайной нашей веры всегда чувствовался в словах Осипова и Кураева, но они при этом всегда оставались трезвы.
Профессор А. Осипов неизменно и упрямо, как ослик Христов всегда шел прямо, по стезе святоотеческого богословия. Он пережил нескольких Патриархов, и ни один из них не смог на него распространить своего влияния. Складывается такое впечатление, что кроме Христа этого упертого сухопарого человечка больше никто не сможет оседлать. О. Андрей Кураев всегда был честен и самокритичен, но Церковь была выше даже самого высокого полета его мысли.
Я ни капельки не сомневаюсь в искренности и правдивости аргументов оклеветанных Патриархией профессоров. Профессор Осипов написал наверное самую читаемую в православном мире за последнее время книгу «Ответ официальному богословию». Весь мир следит за тем, что происходит в РПЦ в интернете по блогу Кураева на ЖЖ, а официальным сайтам практически никто уже не верит.
Какое «богословие» противопоставляют Кураеву и Осипову? Откровенно антихристианскую постсоветскую доктрину «русского мира»? На кого ставит ставку ныне Патриарх Кирилл? На постсоветский электорат, который Патриархия кормит дикими суевериями и коммунистическими мифами? Но современные церковные люди уж точно не могут жить позавчерашним «сегодня». Для бюрократической махины Патриархии лучше пожертвовать тысячами христиан, которые соблазняются политической деятельностью Патриарха Кирилла, чем изменить генеральной идеологической линии РПЦ. Лучше обозвать еретиками сотни людей, соблазнившихся пороками иерархов, о которых пишет Кураев в своем блоге, чем, единицами преданных Патриарху церковных бюрократов.
Есть, наверное, кроме Кураева или Осипова множество просвещенных профессоров богословия, но их не слышно на грешной земле. Никто из преподавательской корпорации МДА или МГУ не вступился за двух светочей русской богословской науки. О чем это говорит? Да о том, о чем поется на каждой Литургии: «Не надейтеся на князи и на сыны человеческие в них же несть спасения…». Люди не спасают Церковь, как это любят сегодня говорить адепты и штатные сотрудники Патриархии, оправдывая свое активное и вполне своекорыстное сотрудничество с КГБ в советское время, люди в Церкви спасаются.
Отец Андрей и профессор-пиджачник Осипов любят то, о чем говорят и обычные, часто даже неверующие люди прекрасно их понимают. В этом красноречивом факте и заключается очень простой секрет так называемой популярности всемирно известных миссионеров. Будучи необычайно эрудированными людьми со всеми официальными регалиями, они не засели на пенсии, дабы пожинать плоды своей многолетней заслуженной деятельности. У них сохраняется доброе сердце, простота в общении, доступность изложения того, чем они живут и что изучают.
Хорошим семинаристам всегда хотелось быть «как Кураев», знать столько, сколько знает Осипов. И мы им верили и верим сейчас больше, чем «официальному богословию». Нет, не потому, что они имеют звания и заслуги, а потому, что они живут тем, о чем говорят. Церковь это прямой путь к Чаше Христовой - в этом для меня заключается ответ о смысле жизни, о сущности Церкви, в этом квинтесенция всего восточного богословия. За этот ответ в моих поисках смысла жизни я благодарен прежде всего одному скромному батюшке, а также Осипову и Кураеву.
4. Краткие итоги церковной истории от І-го до ХХ века
Прошу простить читателей за столь растянутое и может, слишком личное вступление к выводам. Но Церковь возможно распознать лишь в лицах. Церковь - это Господь и разные люди вокруг Него. Если Христос Свет, то в Его Церкви есть и тени, то есть люди со своими грехами, политическими целями, корыстными интересами...
История Церкви в своей внутренней глубине вся заключена в Евангелии. Сегодня уже невозможно скрыть «от посторонних глаз» этого евангельского реализма нашей истории: «И приступили фарисеи и саддукеи и, искушая Его, просили показать им знамение с неба. Он же сказал им в ответ: вечером вы говорите: будет вёдро, потому что небо красно; и поутру: сегодня ненастье, потому что небо багрово. Лицемеры! различать лице неба вы умеете, а знамений времен не можете. Род лукавый и прелюбодейный знамения ищет, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка» (Мф 16, 1-4).
В ответ на требования тогдашнего «официального богословия», которое вымогало подтвердить авторитет Христа «знамениями», Он пророчествовал о Своей победе над смертью, - Воскресении. Зная их лукавые замыслы, Христос намекал, что Сам, вполне осознанно идет на смерть, как Иона добровольно выпрыгнул из корабля ради спасения всех. Он не лез слепо в западню, уготованную вождями Израиля для Господа и тех, кто Его любил. Умные израильские политики, представлявшие официальную религию Израиля подталкивали Господа увести за Собой раскол первых христиан, предварительно поразив их воображение «знамениями». Но Господь никого не увел в оппозицию официальной религии. Он не стал народным героем и национальным лидером, потому был покинут всеми и возведен на Голгофу. Иисуса убила древняя богооткровенная религия Израиля, но в Нем она же и ожила и дала собой жизнь многим людям за границами иудаизма.
И доныне внутри Церкви происходит борьба между тьмой государственного «официального богословия» и светом разумной и простой проповеди Евангелия Христова. Госчиновники Патриархии имеют в своем арсенале унаследованный от КГБ широкий опыт создания расколов в Церкви. В начале ХХ века они искусственно создавали «левую оппозицию» обновленцев, и «правую оппозицию» непоминающих катакомбников… Слишком «умные, передовые, современные, патриоты…» - пожалуйте в обновленчество, или его украинский вариант «лыпкивщина» «автокефалия» а слишком «идейные, благочестивые, чистенькие, консервативные» - в катакомбы или ИПЦ (Истинно Православная Церковь), а потом, что одни, что другие выродятся в древлее русское беспоповство.
Как тогда, так и ныне большевики просто подталкивают христиан в эти расколы, умело играя на амбициях о своей избранности или низких страстях, а все остальное православные доделывают сами, руководствуясь помыслом, что мол «истина с нами ибо именно мы стоим в православии». Мне кажется, что впервые за тысячи лет существования в разных империях Церковь в 1917 году в лице Патриарха Тихона сделала свой самостоятельный выбор. Она ступила на узкой путь Христовой рассудительности - осудила атеистическую идеологию советской власти, и в то же время продолжала молится о «властех и воинсвте ея». Государство в ответ объявило ей войну указом Ленина 1918 года « о тотальном уничтожении духовенства». Церковь никуда не спряталась и не убежала за границу она смирилась в молитве о «врагах своих» и пошла на Голгофу.
Этот выбор вместе с Патриархом Тихоном делал каждый христианин на своем месте и в уготованное для него Богом время. Таков же выбор предстоит сделать и нам современным христианам. Какова цена этого выбора сегодня в благополучное время когда никто нас не убивает за Христа? «Патриарх Тихон был мучеником в ином смысле и мученичество его было более страшным и тяжелым. Во имя Церкви, забыв о себе, Патриарх Тихон согласился пожертвовать красотой и чистотой своего образа…» (Н. Бердяев).
Мне кажется, что Патриарх Кирилл ждет не дождется, чтобы Осипов с Кураевым поскорее убрались, то ли вправо то ли влево, а вместе с ними и всем «недовольным» скатертью дорога в раскол. Но знаменитым миссионерам верят и будут любить даже тогда, когда лишат сана и объявят еретиками, а они людям скажут: «Не идите за нами, оставайтесь в Церкви Христовой Единой, Святой, Соборной, Апостольской».
Перед нами на исторической сцене эпохи происходит откровенное противостояние внутри Церкви между Христом и мамоной. Кураева да Осипова давно недолюбливали те христиане, которые считают своей профессией быть православными. Патриарху и его церковным клеркам платят, вот они и лезут из шкуры вон, дабы угодить всероссийскому патрону.
Какой выбор сделает тот или иной разумный верующий человек, соответственно туда и пойдет Церковь в рамках исторических координат нашего времени. Судьба нашей Церкви зависти от каждого в отдельности и от всех вместе взятых христиан, а не от личных решений Патриарха и его послушного клона - Синода. Для меня тот выбор, который сделали Осипов и Кураев видеться единственно правильным в сложившейся ныне ситуации «и мне кажется это страшно важно: что мы могли бы думать и с Ним делиться. Есть очень многое, чем мы могли бы делиться с Ним в новом мире, в котором мы живем. Это очень хорошо и важно - думать свободно, не стараясь приспосабливаться; нужно, чтобы люди мыслящие и с широкой восприимчивостью думали и писали» (митр. Антонии Сурожский).
Знамение нашего времени это отнюдь не атмосферные явления, и не меняющийся на планете климат - это освященное оторванной от Христа официальной религией бесчеловечие, которое и приводит к убийству Бога. Но Церковь всегда остается жива. В ней есть, были и всегда будут бескорыстно любящие Христа люди, благодаря которым многие неверующие приступают к Таинствам и становятся верующими. И в этом дарующее надежду знамение нашего времени.