Оригинал взят у
bocharoff в
FAQ - АКУСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫНе так давно - где-то в прошлой жизни - я публиковал небольшой и простенький
FAQ для начинающих аудиофилов. Настала пора продвинуться дальше, и предложить тебе отдельный материал, посвященный исключительно стереофоническим акустическим системам.
- Чем hi-fi отличается от hi-end?
- Что лучше брать - напольные или полочные колонки?
- Что такое "трифоник", вдруг он мне нужен?
- Сколько полос должно быть в колонке?
- Как правильно размещать акустику?
- Что такое кроссовер?
- Как выбрать кабель для колонок?
- Что такое би-вайринг?
- Как выбирать колонки при покупке?
- Может, вместо клонок и усилителя тупо взять студийные активные мониторы?
- Зачем мне фазоинвертор?
- Какой марки мне купить колонки?
- Что такое винтаж?
- Как оценить насколько честно играют колонки, какие приборы для этого нужны?
- На что ставить напольные колонки?
- Какие паспортные характеристики важны в первую очередь?
- Мои колонки всю жизнь играли отлично, а сейчас вдруг начали дребезжать. Гарантия кончилась, что делать?
ПРЕДИСЛОВИЕ К ПЕРВОМУ ИЗДАНИЮ
Любой аудиофил тебе скажет - и будет стопроцентно прав - что на качество звука влияет качество каждого компонента системы, даже самого тщедушного и незаметного. Тем не менее, именно акустические системы вносят наибольший вклад в общее звучание, возможно, даже больший, чем все остальные элементы вместе взятые. Просто потому, что играть в итоге приходится именно им, колонкам. Цель всех остальных устройств - лишь аккуратно передать звук до пункта назначения, до динамиков.
Если сфера lo-end акустики живет по скучным и неинтересным законам массового рынка, то с переходом в категорию hi-fi мы попадаем в очень странный мир, где наука тесно сплетается с эзотерическими мифами. В том мире какие бы то ни было разговоры и споры о hi-fi и hi-end компонентах несут очень четкий теологический отпечаток. Потому начинающему аудиофилу особенно важно суметь сохранить в этой ситуации голову на плечах, не поддаваться на провокации, и не вступать в первую же приглянувшуюся аудиофилическую секту.
В этом отношении особенно сложно принять решение: кому доверять в первую очередь. Само собой, своим собственным ушам. Но в настоящий момент на рынке присутствуют сотни, если не тысячи самых разнообразных акустических систем, ориентироваться в них тяжело даже прожженному специалисту.
Специально для тебя на русском языке издается с полдюжины аудио-изданий, однако с ними надо также вести себя осторожно. Журналисты - как и продавцы аппаратуры - люди финансово заинтересованные, крайне сложно отличить, где в их статьях кончается правда, и начинаются волшебные сказки и вдохновенные фантазии. Потому чтение всех таких изданий я могу рекомендовать лишь человеку с устойчивой психикой и максимально скептическим складом ума. Быть романтиком в мире аудиофилии приятно, но неоправданно разорительно.
Впрочем, бог с ними, с коварными продавцами, журналистами и сектантами из аудио-форумов. Прежде чем ты до них доберешься, тебе необходимо понять - чего же ты на самом деле хочешь от своей аудиосистемы. Действительно ли ли тебе нужна такая загадочная штука, как "качество звука"?
Мне время от времени приходится сталкиваться с неопытными слушателями, которые начинали убеждать меня в совершенно еретических суждениях... ну, например, что по их мнению китайский dvd-плеер BBK за 50 долларов играет музыку гораздо лучше, чем cd-плеер Marantz за $700. Какое-то время я не понимал, отчего такой маразм гнездится в человеческих головах, пока не догадался спрашивать: "а что именно там звучит лучше?". И всегда следовал ответ: "ну как только я включил BBK, так появились драйвовые басы, верхи стали звонкими". То есть для огромной массы людей качественный звук - это когда много басов и верхов. Ну или все такое ровненькое и сочное (обычно такое случается, когда сигнал через компрессор пропускают). Им и в голову не приходит, что hi-fi оперирует совершенно иными категориями, как-то: тональный баланс, детальность, микродинамика и т.п. А простейшая бытовая проблема обилия басов и верхов прекрасно решается за 200 долларов, и если тебе этого достаточно - так зачем тебе тогда действительно париться с подбором hi-fi? Продавцы салонов частенько рассказывают, как братки, понакупившие hi-end аппаратуры на миллион для распальцовок, потом возвращались на разборки: "да мы отвалили вам тучу бабла, а рэп на этих колонках ни хрена не вставляет!".
АКУСТИЧЕСКИЙ FAQ
- Чем hi-fi отличается от hi-end?
Это предмет дискуссий, в разных местах тебе дадут разные тому определения. Но самое простое на мой взгляд: hi-end начинается тогда, когда рост качества звука уже не адекватен росту цены. Где-то до 2500-3000 долларов качество звука растет пропорционально стоимости, но по прохождении этой черты на каждый вложенный доллар ты будешь получать улучшение в лучшем случае центов на 20. А, значит, из категории hi-fi ты уже перешагнул в hi-end.
Раз уж мы заговорили о ценах, добавлю, что следует учитывать один хитрый момент - в настоящий момент многие даже очень солидные производители акустики перенесли часть производства в Китай. А собранная в Китае модель будет стоить в два раза дешевле, чем аналогичная по качеству "родной" сборки. Это вносит некоторую путаницу в расчеты. Однако hi-end сегмента сие уже не касается, ибо hi-end традиционно собирается в цитаделях разработчика, на родине бренда.
- Что лучше брать - напольные или полочные колонки?
Себестоимость корпуса в напольных колонках составляет порой до половины затрат на производство. Крупный бокс напольной системы - это не просто красивая мебель, но и сложная инженерная конструкция. Потому полочные колонки с небольшим корпусом обходятся существенно дешевле. С другой стороны, цены на нормальные стойки для полочных колонок начинаются где-то от $200 за пару, и если принимать это в расчет, становится понятно - много на покупке полочников не сэкономишь.
В типовой квартире с небольшой (до 20 кв.м.) комнатой полочники в любом случае предпочтительнее - их легче разместить, их басы не будут капризничать и т.п.
В общем, суммируя перечисленное можно сказать точно - если сравнить полочники и напольники за одну цену, в большинстве случаев полочники будут играть лучше.
Но если в твоем репертуаре много жесткого рока (особенно металла), а тем более хип-хопа, даба или органной музыки, то о полочниках лучше забыть и сразу искать напольники.
- Что такое "трифоник", вдруг он мне нужен?
Стандартный трифоник - это две полочные колонки (или мелкие напольники), к которым добавлен сабвуфер для прокачки басов. У такой конфигурации немало фанатов - еще бы, ты можешь купить супер-качественные полочные колонки с изящным классическим/джазовым звуком, а потом довесить к ним басов, если приспичило слушать рэп. Большинство хардкорных аудиофилов к трифонику - как и вообще к сабвуферам - относятся прохладно. На то есть причины: согласовать работу сабвуфера и колонок задача нетривиальная. Дело не только в надругательстве над АЧХ (на стыке низких и средних частот в итоге может получиться нечто странное, да и с басом можно переборщить), но и в согласовании скорости отклика. Массивные динамики сабвуферов обычно притормаживают, и не поспевают за маленькими шустрыми полочниками. Разница в какие-то наносекунды, но для аудиофилов это серьезная проблема.
Впрочем, ты можешь поискать уже подобранный готовый и согласованный трифонический комплект. Но тут надо заметить, что по-настоящему "музыкальные" сабвуферы - а не обычные "театральные" ящики - стоят таких денег, что невольно задумаешься - может, с самого начала надо было брать полноценную напольную стереоакустику.
- Сколько полос должно быть в колонке?
Говоря очень-очень условно и примитивно, полосность - это число динамиков в колонке, воспроизводящих отведенную только им полосу частот. Два самых популярных стандарта - двухполосные системы (высокочастотный динамик и средне-басовик) и трехполосные (выс.- , средн.- и низкочастотники). В современном дизайне преобладает тенденция ставить на некоторые полосы (в первую очередь на нижнюю) по два и более динамика.
В принципе, не так уж и важно, сколько полос в колонке - главное, насколько тебе нравится ее звук. Многие аудиофилы, правда, придерживаются мнения, что чем меньше полос тем лучше. А уж ставить по 2-3 динамика на одну полосу, так и вовсе извращение, годное лишь для домашних театров. Некоторый смысл и логика в их словах есть - действительно, чем больше в акустике динамиков, тем сложнее согласовать их между собой.
Для типовой квартиры и типового слушателя двухполосная система представляется оптимальной. Но если ты собираешь хэви-метал систему, то есть смысл думать о трехполосной.
- Как правильно размещать акустику?
Размещение колонок в помещении - принципиально важный момент, который может в корне перевернуть всю звуковую картину.
Во-первых еще при покупке акустической системы надо бы прикинуть - насколько направленный или рассеянный ее сигнал. Акустика с направленным сигналом будет отлично играть лишь в одной точке - где слушатель стоит в вершине равностороннего треугольника. С рассеянной тебе будет проще получить радость от музыки, находясь в любом углу комнаты.
Во-вторых, устанавливая акустику дома, даже самую непривередливую, тебе все-равно придется попотеть, выбирая для нее место.
Ставить колонки близко к стенам настоятельно не рекомендуется. Тем паче следует избежать их постановки в углах комнаты. Особенно это относится к акустике с фазоинвертором сзади - их требуется отодвигать от стены по возможности дальше. Впрочем, для небольших полочных колонок размещение в углах и возле стен часто бывает полезно - у них вырастают басы (в среднем где-то на 6 дБ). Но напольники точно начнут буянить и выдадут на басах очень расхлябанную картину.
Принято считать, что колонки надо слегка поворачивать в сторону слушателя, к центру оси между ними. Обычно да, но далеко не всегда. Если акустика слишком блещет яркими высокими частотами, лучше ставить колонки параллельно, а то и вовсе отвернуть их от себя на 10-15 градусов.
В каждой комнате есть какие-то оптимальные точки размещения. Если ты вдруг нащупал интересное, качественное место - пометь его чем-нибудь, скотчем, к примеру, и продолжай перемещать колонки. Если лучшего места не найдешь - возвращай их в отмеченную локацию. Некоторые люди забавляются этими перестановками годами, кстати.
Существует много математических и физических методик расчета локаций. Одна из них крайне простая для освоения. Назовем ее "Методика нечетного деления".
Допустим, длина твоей комнаты - 5 метров (500 см.)
Подели 500 на первые нечетные числа - 3, 5, 7, 9 и т.д.
У тебя получится 166 см., 100 см., 71 см., 55 см.
Вот на любое из этих расстояний тебе надо отодвинуть центр (именно центр) колонок от задней стены. Это позволит общей волновой картине в твоей комнате добиться максимального изящества.
- Что такое кроссовер?
Кроссовер - это разделительный фильтр. Несложная с точки зрения радиотехники схема, которая распределяет сигнал между полосами в колонке (говоря тупо - отделяет низкие частоты от средних, а средние от высоких). Несмотря на простоту, это один из критичных элементов системы, имеющий большое значение в ее звучании.
- Как выбрать кабель для колонок?
Тема кабелей и их влияния на звук - это как команда "Парни! Пора на резню!" для аудиофилов. Два воинствующих лагеря - сторонников кабельной теории и сторонников антикабельной теории - похоже, не способны примириться, даже если к мирному процессу урегулирования подключится ООН. Впрочем, даже среди сторонников теории Большого Влияния Кабелей на Звук есть люди, согласные с тем, что некоторые системы к смене кабеля не очень чувствительны.
По-любому - неважно - берешь ты типовой кабель или аудиофильский - он должен быть медным, и с достаточно крупным сечением - от 1,5 мм. и выше. Диаметром кабель не испортишь. Длина обоих кабелей должна быть строго одинаковой. Экранировать акустический кабель обычно не принято - это скверно отражается на звуке. В общем, запомни - лучше толще и короче.
Одно я могу сказать точно - если, купив, кабель по 100 долларов за метр, ты услышал, как все вокруг в музыке изменилось фантастическим и чудесным образом - отлично! Совсем не важно, самовнушение это или нет. Главное - что тебе нравится. В конце-концов ведь музыка играет у тебя в голове. Если мозгу причудилось что-то хорошее - зачем от этого избавляться?
- Что такое би-вайринг?
Многие колонки комплектуются двумя парами разъемов - чтобы ты мог, в обход кроссовера, подать сигнал с кабеля непосредственно на соответствующий динамик. Иногда это приносит интересные результаты. Для бивайринга нужно либо две пары кабелей, либо специальный сдвоенный кабель. Ряд аудиофилов-экспериментаторов любят с этим поиграться, и подбирают совершенно разные кабели для передачи, например, высокочастотного сигнала, и для басов.
Можно навернуть систему еще круче - и подавать на каждую полосу сигнал с отдельного усилителя. Это уже зовется другим звучным словом - би-ампинг.
- Как выбирать колонки при покупке?
Кое-кто умудряется идти в магазин-салон с пустыми руками - ни в коем случае не наступай на их грабли. Всегда приноси свои записи. А в идеале - еще и свой усилитель.
Интересную ошибку допускают некоторые даже опытные слушатели - они выбирают дома самые качественные диски и бегут с ними в салон. Казус в том, что качественно записанная музыка будет играть качественно на любой технике. Абсолютно вся акустика ценой от $1000 на "ура", с фейерверком отыграет все твои альбомы от Telarc Records и Mobile Fidelity Sound Lab. Но коллекция почти любого меломана на три четверти состоит из дисков, записанных не самым идеальным образом. Почти в каждом доме можно найти, например, "Abbey Road" The Beatles или "A Night at the Opera" Queen - паршиво записанные классические альбомы. Такое надо обязательно прихватывать с собой. Если какая-то акустика умудрилась отыграть с душой и огоньком даже это, возле нее стоит задержаться.
В противном случае тебе придется дома держать два комплекта - мега-дорогая hi-end система для прослушивания особо качественных дисков, и простенькая, для любимой музыки. Кстати, это довольно распространенный случай.
Вообще сейчас на рынке сложилась любопытная ситуация. Производители акустики настолько увлеклись сверхчистым, детальным, качественным звуком, что салоны по самую крышу завалены техникой, отлично играющей джаз и классику. Зато стало крайне сложно найти акустику, которой по зубам варварская музыка - все аудио-форумы пестрят криками "помогите найти колонки для металла!".
И - кстати - нет никакого смысла тестировать акустику на электронной музыке. Никто и никогда не определит, качественно она звучит или нет. Потому что у электронной музыки нет вообще такого понятия, как качество. В аудиофилии под качеством подразумевается достоверность звука, насколько он звучит реалистично. А как должна достоверно звучать электронная музыка - этого не знает никто, у нее нет природного аналога. Если в журнале, в обзоре техники ты читаешь фразу "особенно этим колонкам удается электроника" - можешь их смело похоронить. В переводе на русский это означает "воспроизводить достоверный звук они не в состоянии".
Усложняет выбор акустики та мерзость, что в твоем доме она может вдруг заиграть совсем не так, как в салоне. Средства от этого нет - разве что только брать систему на домашнее тестирование, но такую услугу мало кто предоставляет. Все же не стоит сразу пугаться, если что-то не так - на прогрев, раскачку колонок обычно уходит месяц-полтора, после этого срока они играют ощутимо лучше, чем в день распаковки.
Еще при покупке обязательно отслушай, как они работают на минимальной мощности. Как показывает практика, в 90% случаев ты будешь слушать музыку дома по вечерам, стараясь не распугать детей и соседей. А умение красиво, детально и сбалансировано играть на низкой мощности - не такое уж и распространенное среди нынешних массивных систем.
- Может, вместо клонок и усилителя тупо взять студийные активные мониторы?
Серьезные студийные мониторы - вещь, безусловно, отличная. И соотношение цена/качество в большинстве случаев у них лучше, чем у бытовой техники (в основном экономия за счет уродливости оформления). Дома их использовать тебе никто не мешает. Надо только учитывать пару факторов. Во-первых большинство из них фокусирует звук в довольно узкой области, то есть придется их слушать, сидя в одной точке. Но такое и для многих hi-fi / hi-end колонок типично. Во-вторых студийные мониторы проектируются из расчета на работу в идеально отстроенном акустическом помещении. В бытовой комнате они могут себя не проявить.
В противоположность им, львиная доля hi-fi акустики проектируется из того расчета, что ее будут использовать в самой обычной комнате, с самыми обычными стенами и мебелью.
- Зачем мне фазоинвертор?
Фазоинвертор (это не дыра в корпусе, а специальная труба такая) позволяет слегка углубить нижние частоты за счет возникающих в нем резонансов. Вещь, безусловно, полезная, но ряд слушателей жалуется, что фазоинвертор несет свои легкие призвуки. Потому он применяется не во всех акустических системах - бывают "глухие", изолированные корпуса, иногда вместо фазоинвертора применяют другую хитрую штуку - пассивный излучатель.
Если есть желание, можно заняться экспериментированием - заткнуть дыру фазоинвертора какой-нибудь тряпкой. Как правило, после этого басов становится чуть меньше, но они приобретают большую отчетливость.
- Какой марки мне купить колонки?
Как уже говорилось выше, моделей акустики на рынке - неисчислимое множество. Ты должен брать ту, которая тебе понравилась, а не которую тебе все советуют.
Все же аудиофилы в большинстве своем предпочитают продукцию так называемых бутиковых брендов. Это небольшие компании и артели, специализирующиеся исключительно на изготовлении акустики. Больше всего именитых бутиковых акустических брендов, по моим прикидкам, приходится на США, Англию и Данию. Я бы на твоем месте начал с них, как с законодателей стандартов, ну а если ничего не устраивает (такое запросто возможно) - приступил бы к тестированию продуктов других производителей.
- Что такое винтаж?
В среде аудиофилов партия (или секта) винтажников занимает очень прочные, хотя и скандальные позиции. У поклонников винтажа есть мнение - и даже уверенность - что современная аудио-индустрия прогнила, и что хорошей аппаратуры и акустики никто не выпускает уже лет тридцать.
На самом деле, среди старых, громоздких колонок далекого прошлого попадаются экземпляры, способные потягаться с современным hi-end'ом бешеной стоимости.
Все же не стоит забывать, что даже такая невероятно долговечная вещь, как акустическая система, со временем может потерять свой блеск - как внешний, так и внутренний (конденсаторы сохнут, корпус деформируется, прокладки сгнивают, контакты окисляются). Потому решение приобщиться к винтажу может потребовать от тебя умения сражаться с паяльником наперевес. К счастью, далеко не всегда.
Все же корень противоречий между винтажниками и модернистами, на мой взгляд, кроется в том, что за последние 25 лет - с момента появления компакт-дисков - изменился сам принцип подхода к звуку. В эпоху винила создателю акустики надо было добиться красоты звука и скрыть дефекты аналоговых носителей. В эпоху компакт-дисков наступила доктрина сверхточности саунда и - как сверхзадача - оживления звука.
- Как оценить насколько честно играют колонки, какие приборы для этого нужны?
Про приборы забудь. Вообще измерение характеристик - это вспомогательный инструмент, результаты скорее объяснят тебе уже услышанное, чем помогут предсказать характер звука.
Честность звука проще всего оценить музыканту. Если ты играешь на акустической гитаре или рояле, ты обязан почувствовать - например - сдвиг тонального баланса, если он есть.
Если ты не музыкант, то время от времени посещай джаз-клубы и консерваторию, привыкнешь к живому саунду, и ты сразу уловишь фальшь в неестественной системе.
Но если ты слушаешь исключительно электрический рок - тогда, возможно, естественность саунда тебе и не нужна на самом деле.
Существует религия с постулатом "ты должен дома слышать точно тот звук, который был у звукорежиссера во время записи". Поверь - это невозможно. Мало того, среди звукорежиссеров тоже полно кретинов, и нечего ориентироваться на их записи. Но двигаться к такому идеалу все-равно нужно - других ориентиров у тебя все-равно не будет.
Есть смысл сначала купить очень грамотные, "референсные" наушники (со своим мини-усилителем вообще было бы отлично), полюбить их звук, а потом уже искать колонки, похожие по характеру.
- На что ставить напольные колонки?
Любая акустика нормального производителя должна комплектоваться либо подставками (иногда за отдельную плату), либо специальными шипами. Ставить напольную акустику дном на пол - жуткий моветон.
Увлеченные аудиофилы покупают мраморные плиты под колонки. Иногда еще и кладут сверху на акустику что-нибудь тяжелое, для повышения массы и уменьшения вибраций. Порою это действительно срабатывает.
- Какие паспортные характеристики важны в первую очередь?
Мощность в современной акустике - понятие очень условное. Обычно производитель просто пишет что-либо типа: "рекомендуется для работы с усилителем от 20 до 120 Вт.". Сжечь колонки не так уж и просто - большинство усилителей и колонок комплектуются защитными системами. Все же спалить колонку слабым усилителем проще, чем слишком мощным - хилый усилитель на полной мощности будет генерировать искаженный сигнал, который для акустики губителен.
Радуйся - большинство динамиков снабжены специальной охладительной жидкостью, которая позволяет колонкам работать долгое время на большой мощности. Однако эта жидкость слегка портит звук, потому некоторые производители ставят в акустику неохлаждаемые, а - значит - уязвимые динамики. Читай паспорт к своей акустике, чтобы иметь представление о ее защищенности. Кстати, со временем эта жидкость имеет привычку усыхать. Что улучшает звук, но лишает динамики защиты.
Сопротивление колонок в настоящее время уже не так критично - подавляющее большинство усилителей и ресиверов способны спокойно работать с акустикой и на 4, и на 8 Ом сопротивления. Проблемы в основном возникают с ламповыми усилителями, но они вообще привередливые твари.
В современной акустике самая интересная характеристика - это ее чувствительность. Чем она выше, тем больше шансов "раскачать" колонки маломощным усилком. Акустика с чувствительностью от 90 дБ и выше обычно не испытывает проблем с раскачкой.
- Мои колонки всю жизнь играли отлично, а сейчас вдруг начали дребезжать. Гарантия кончилась, что делать?
Эта трагедия случается с напольниками - под действием собственной внушительной массы, в них могут возникать микро-деформации. Послушай, какой из динамиков дребезжит, вывинти его посмотри что там на стыках (если есть заусеницы или еще что - зачисти их) и привинти обратно. Почти наверняка все станет опять хорошо.
Вообще если в твоих колонках динамики крепятся на шурупах, рекомендуется регулярно - хотя бы раз в год - закручивать их поплотнее.
Думаю, этот FAQ будет продолжен по времени накопления запросов и избыточной информации. Enjoy!