Originally posted by
nomina_obscura at
postТо, что на вчерашний пост обидятся язычники, было понятно. Но некоторые не только обиделись, но и стали возмущаться, что мол вы ничего не понимаете в язычестве, сначала разберитесь, а потом уже обзывайтесь. Ок. Давайте разбираться. Думаю, ни у кого не вызывает сомнения, что после чудовищной коллективизации, перекроившей всю вековую социальную структуру русской деревни, говорить о стихийном, народном язычестве невозможно. Товарищ Сталин, так сказать, вам всем Перуна покажет - десять миллионов сослать, еще миллион расстрелять, оставшиеся ползают на коленях, с вывалившимися языками жрут лебеду. Какой уж тут Перун.
Поэтому поговорим о язычестве литературном, язычестве сверху, язычестве как сознательно созданном образованным классом концепте - и тут мы не сможем не заметить огромную роль труда академика Рыбакова "Язычество Древней Руси", вышедшего в 1987-ом году тиражом в 95 000 экземпляров. Неплохо для узко специализированного исследования в атеистическом Советском Союзе. В академической науке труд Рыбакова давным давно разобран, раскритикован и используется в качестве компоста-удобрения, но за ее пределами он разросся в своебразную языческую Библию, языческий "Майн Кампф", "Краткую историю ВКП(б)", начитавшись которой уже вылезают как грибы после дождя всевозможные доброславы (тоже забавный персонаж - диссидентство, алкоголизм, психушки, полный комплект). Вот об академике Рыбакове (или, учитывая роль его трудов в современном российском язычестве, евангелисте Рыбакове) давайте и поговорим.
Родился Рыбаков в 1908-ом году, в семье ученого-старообрядца Александра Рыбакова, который через три года станет директором Старообрядческого Учительского Института, учрежденного знаменитыми Рябушинскими (заводы, пароходы, партия прогрессистов, "Утро России" - в общем, такие Ходорковские начала века). Следует заметить, что на начало XX века старообрядцы были таким эквивалентом современных чеченцев - вроде бы и примитивные религиозные фанатики с сознанием, застрявшим в XVII веке, а вроде бы и страшная СИЛИЩА прет незнамо откуда. Точнее, знамо откуда - деловые качества чеченского народа, позволяющие ему оптом и в розницу скупать московскую недвижимость, известны хорошо. И вот в этой системе Рябушинские были таким сильно разъевшимся Рамзаном Кадыровым, а папа нашего евангелиста - особо ответственным чеченцем, поставленным Кадыровыми руководить школой полевых командиров, Старообрядческим Учительским Институтом, который должен был формировать образовательную систему террористов и фанатиков. Следует заметить, что с XVII века старообрядцы считают Россию царством Антихриста (то есть, еще круче, чем чечены - для них мы хотя бы просто дойная корова), которое следует всемерно разрушать - и именно на привитие и распространение такого сознания был поставлен милый папенька нашего милого Бори. С младых ногтей Боря впитывал запахи родных папах, потрескивание динамитного шнура, ласкающие слух бряканья затворов.
Но грянула Великая Октябрьская Социалистическая революция, провозгласившая одной из целей борьбу с религиозным мракобесьем, и семейку обер-мракобесов... нет, не расстреляли. Более того, в 1917-ом году маленький Боря поступил в гимназию, а в 1926-ом - на историко-этнологический факультет МГУ, который и благополучно закончил в 1930-ом году. Это в самый разгар борьбы с "бывшими" и их отпрысками, когда дети образованного класса Российской Империи изгонялись из всех учебных заведений, а вместо них без экзаменов перли толпы крестьян, призванные раз и навсегда уничтожить русскую интеллектуальную культуру. Но Бореньку, сына архибывшего архипедагога архифанатика, это не коснулось. Более того, чудеса и приключения только начинались - в 1933-ем году фанатик-мракобес начинает преподавать в Академии Коммунистического Воспитания имени Крупской (вспомните Учительский Институт, ага), будучи при этом... беспартийным! В самый разгар сталинского террора педагогическую элиту коммунистического государства учит беспартийный религиозный фанатик - куда там всяким "заветным сказкам". Полудурок, которого должны были шлепнуть максимум к концу двадцатых, цветет и пахнет посреди кровавой сталинской оргии, попутно работая на историческом факультете МГУ (с 1939-го - доцент, с 1943-го - профессор, с 1950-го - декан. Большой террор? Какой террор, вы о чем вообще?).
Попутно он работает над диссертацией "Ремесло Древней Руси", которую и защищает в 1942-ом году в эвакуации в Ашхабаде, а в 1949-ом получает за нее Сталинскую премию. Тут надо на секунду остановиться и пояснить, чем для Советской Власти была Древняя Русь - царством добра и справедливости. Советская историческая концепция по сути была предельно проста - жили-были добрые славные славяне (ремесло, язычество, Новгородская демократия с дипломами, сертификатами и грамотами), но потом пришли злые цари (самые злые - Романовы) и начали их угнетать, отчего крестьяне в конце-концов восстали и породили из себя Советскую власть. Соответственно, чем дальше в глубь веков, тем лучше, радостнее, светлее быт крестьян. Соответственно, специалист по Древней Руси - это специалист по реконструкции, натурально, Рая (особенно в плане ремесел - ключевого для индустриального общества показателя развитости древних). Соответственно, наш чеченец-фанатик и реконструировал изо всех сил, старался, за что в итоге и получил Сталинскую премию, попутно многократно доказав истинность "Слова о полку Игореве" ("Эпического произведения навроде Оссиана" - прикол для понимающих). Ублаженный премией, в 1951-ом году он наконец вступает в Партию. То есть, товарищ просидел почти весь сталинизм беспартийным, на сверхответственных постах, со стабильным карьерным ростом и поощрениями. Вы подумайте, что это значит.
А теперь еще подумайте.
И еще. Старообрядческий коммунистический воспитатель. При Сталине. Беспартийный. Доцент, профессор, декан. С премией.
Пока вы выходите из ступора (или ищите похожие биографии - в Советской стране чудес был определенный класс людей, которых по логике вещей должны были кокнуть к концу двадцатых, но которые "от Ильича до Ильича без инфаркта и паралича", так называемые "небожители", очень интересное явление), я продолжу. В 40-ых и 50-ых наш друг русичей участвовал в кампании против безродных космополитов и прочих проклятых жидов, особенно упирая на их роль в Хазарском каганате (нигде поближе, типа там социалистического революционного движения, уважаемый профессор евреев не нашел) и выступая с позиции ультрарусского ультранационалиста. Столбил, так сказать, поляну. Чтоб вы понимали прикол - выглядел наш Сварог примерно так:
Савсем жиды достали, слюшай да!
Но наступает 1953-ий год, Хрущев, десталинизация и наш образцовый сталинский сокол... нет, не идет в отвал. Он идет руководить Институтом Археологии АН СССР, попутно получая целый ворох собачьих медалей от других социалистических стран. С 60-ых годов специалист по ремеслу Древней Руси начинает публиковать серии записок по славянскому язычеству (предмет абсолютно не его), встречающих самые радостные отзывы - попробуй буркнуть против человека, представляющего советскую историческую науку на всех международных конгрессах. Впрочем, советские специалисты по язычеству и не буркают - они просто его публикаций вежливо не замечают, решил почудить дед на старости лет, и ладно. Дед, однако, не унимается и к 1981-ому публикует "Язычество древних славян", а к 1987 - "Язычество Древней Руси", тем самым почти стотысячным тиражом. Идет Перестройка, в стране шевелится национальное движение, те, кто поумнее, требуют европейского демократического государства, те, кто поглупее - начинают бродить по церквям, склеивая из осколков уничтоженное советской властью христианство, для совсем дегенератов чертиком из коробочки выскакивает сталинский чеченец с томиком "наших исконных верований", сочиненных им на коленке и полностью отвергнутых академической наукой. Томик советских, СТАЛИНСКИХ спекуляций от "академика-патриота" радостно подхватили персонажи вроде этого:
Волхв Доброслав, ключевое лицо в современной языческой культуре. "А в глазах - небеса!"
И начали сочинять уже "от себя", в результате чего сталинско-старообрядческая спекуляция стала уважаемым, авторитетным, академическим источником (особенно на фоне того, что налепили вокруг нее доброславы с подтвержденным диагнозом "психопатия"). Затем вокруг доброславов стали образовываться новые волхвы, почитающие уже его книжки за авторитет, и в итоге язычество стало спекуляцией спекуляции спекуляции, при этом эффективно изолировав часть русской нации от великой европейской культуры. В итоге некоторые представители великой и страшной нации с великой и страшной культурой скатились до такого вот состояния:
Мы должны съесть письку у мучного человечка, так нам повелевает алкоголик с психопатией, вычитывшей это в трудах национального сталинского профессора-старообрядца с внешностью азербайджанца и биографией небожителя!
Да не кривись ты так, ешь уже бля!
В 2001-ом году профессор Рыбаков умер. Думаю, в аду ему дали вторую Сталинскую премию, за филигранно проведенную операцию. Как учат нас наши старшие друзья-англичане, не надо флота, армии, даже денег с заводами не надо - УПРАВЛЯЙТЕ КУЛЬТУРОЙ. Умные люди и управляют, а глупые будут еще десятилетиями кувыркаться в песочнице, построенной для них еще в 60-ых годах человеком, которого в русском государстве первым делом поставили бы к стенке, а затем выкопали и поставили еще раз, чисто на всякий случай, с упырями нужна перестраховка.
Резюмирую: как советский культурный конструкт, слепленной потомственной гнидой из семьи архигнид (Учительский Институт) и активизированный советской властью при отступлении, язычество конечно интересно. Примерно как прыгающая мина-ловушка. Но разговаривать всерьез с миной-ловушкой, вести с миной диалоги про предков, славян и загробный мир - увольте, это уже какой-то Михалков получается.
- В Перуна-то, Вась, веруешь? - Ох, Маня, верую, верую!
***
Мой поскриптум:
Для не понимающих - между язычеством и долбославием есть разница. Умные в курсе. А остальные могут почитать у меня по тегу "религия":
http://brusilov-14.livejournal.com/tag/религия