Расстался с Société Générale.

Nov 28, 2016 18:17

Это тот самый французский банк, который в июле пытался заблокировать счета российских дипломатов. А сейчас взялся и за остальных клиентов из России.
Открывал счёт весной 14-го в Ницце по рекомендации нотариальной конторы, с которой имел дело (в Европе вообще всегда лучше приходить с рекомендацией, а не просто с улицы). Один из крупнейших банков Франции, офис на главном проспекте Ниццы, как и в любом уважающем себя заведении Лазурного Берега - русскоязычный менеджер (финансовые вопросы всё же удобнее решать на родном языке). Недели две предварительной переписки, сбор документов (зачем-то им понадобилась наша форма 2НДФЛ, за которой пришлось специально ехать), и вроде всё в порядке.
По приезде визит в банк - и тут сюрприз: "А ещё для открытия счёта вы должны сделать в банке дополнительный депозит на 5000 евро на год под 1% годовых!" Надо ли говорить, что заранее, ни о чём подобном и речи не было! Причём, учитывая патологическую ненависть банка к наличным (о чём ниже) это обязательно должен быть банковский перевод из места проживания. А перевод из Москвы как раз и стоит 1%, то есть, я должен совершенно бесплатно отдать им на год 5000!
Чистое вымогательство, но деваться некуда. Приехавшему ненадолго иностранцу уже не успеть обойти другие банки и потратить ещё пару недель на согласования. Да и действующий счёт уже нужен.
Ладно, будет вам депозит. (И вскоре выслал им деньги уже из Москвы).
А ещё, говорят, очень рекомендуем вам взять нашу страховку SOGESSUR. Вы же часто бываете во Франции, вот и застрахуйте имущество. Всего 100 евро, если платите сразу за год.
Хорошо, давайте вашу страховку.
Подписали, счёт открыли, сразу сняли с него за обслуживание за текущий месяц (которого оставалось три дня) и вроде дальше проблем не намечалось. Депозит через год вернули, страховку списывали ежегодно автоматом.
В октябре приходит по почте заказное письмо: "Мы решили аннулировать ваш счёт в течение двух месяцев с даты отправки данного извещения". Письмо шло три с лишним недели, стало быть, остался месяц с небольшим. "К указанной дате вы должны обнулить счёт и вернуть карточку и чековую книжку".
Звонок в банк приносит первую неприятную новость: уволены все русскоязычные менеджеры. (А это ясный сигнал - в клиентах из России банк более не заинтересован). Старушка по справочному номеру не говорит даже на английском и по-французски советует писать менеджеру по почте.
Пишу по внутрибанковской почте из своего личного кабинета - на английском, мне всё же так удобнее. Мол, что случилось, может это какая-то ошибка, я ж образцовый клиент - ни нарушений, ни овердрафта и пр.
Ответ приходит на французском: "По закону банк имеет право закрыть счёт без объяснения причин. Решение окончательное, изменению не подлежит". В заголовке обращение "Месье", внутри текста - "Мадам". Тётка-менеджер просто перекопировала стандартный шаблон ответа, даже не потрудившись проверить набранный текст.
Пишу второе письмо: нельзя ли хотя бы перенести дату закрытия на конец года, мне предстоят платежи, которые я не смогу сделать без счёта. Приходит... тот же шаблонный ответ! Слово в слово. "Мадам", правда, всё же исправили. Видимо, это стандартный ответ, рассылаемый всем русским клиентам.
Пишу третье письмо: а что со страховкой, которую я у вас оформлял?
Вот на это уже ответ без шаблона: а мы её аннулируем вместе со счётом!
Четвёртое и последнее письмо: за страховку вообще-то заплачено вперёд до 1 марта. А не хотите ли вы вернуть деньги за оставшиеся месяцы?
На это письмо ответа уже не последовало. Из чего стало ясно, что банк решил напоследок нагреть меня ещё на несколько десятков евро. Фантастическое жлобство!
Приезжаю во Францию. Выясняется, что наличными из банкомата можно снять не более 500 евро в неделю (я ж говорю, наличные в Société Générale ненавидят). Безналом (т.е. оплата карточкой товаров и услуг) - до 1600 евро в месяц. Так что, за две недели удалось снять всего тысячу из собственных денег. Остальное на покупки и если бы не траты в предыдущем месяце, то и тут не смог бы забрать всё. Оставлять что-то в банке до последнего дня не хотелось, при таком уровне сервиса они могли бы и это не вернуть, а, например, заявить, что переведут только на другой счёт, которого, естественно, пока нет.
Сами банкоматы по техническому уровню - как у нас в середине 90-х. Даже из этих пятисот за раз можно снять не более трёхсот. Самое фантастическое: на чеке нет суммы остатка! Только запись "по состоянию на утро этого дня на вашем счету столько-то". И сколько ни снимай - эта запись не меняется. Вот стой потом и сам на калькуляторе считай, сколько у тебя осталось. (В отличие от России, где на каждом банковском чеке будет остаток в реальном времени). Траты из магазинов отражаются на счёте через два дня!
В последний день действия счёта зашёл в банк вернуть карту и чеки. В виде большого одолжения меня приняли без предварительного согласования встречи. (Уж очень им хотелось от меня избавиться и получить назад чеки, которых я теоретически мог навыписывать ещё кучу, а потом банку пришлось бы разбираться). Спросил про страховку. А это, говорят, другая организация, вот с ними и разбирайтесь. - Но я же брал страховку непосредственно в банке и вы же мне её закрываете раньше времени?! - Ничего не знаем, отвечают, звоните им. - А нельзя ли зайти к ним в офис? - А у них нет офиса - всё по телефону узнавайте! (Хотя вернуть мне что-то они не смогут при всём желании - счёт уже будет закрыт).
Так-то.
Живя в России и нередко критикуя окружающую действительность, мы часто забываем, в насколько демократической и комфортной стране мы живём. Где в любое учреждение можно прийти в рабочее время к начальству без всяких предварительных договорённостей и начать "качать права" (и этот визит иной раз оказывается действенным). Где счёт можно открыть по паспорту за десять минут. Где многие банки мало того, что в будни работают до 8 часов (а не до 5 как во Франции), так ещё и открыты в выходные, так что в воскресенье всегда можно получить выписку, справку или консультацию. Где абсолютно все услуги, включая коммунальные платежи и налоги, можно оплатить наличными, не заморачиваясь наличием счёта. И где, кстати, работают круглосуточные магазины, куда, прилетев ночью из далёкого зарубежья, всегда можно зайти за любимой едой.
Нет только моря в родной Москве.
Previous post
Up