Все мы когда либо в жизни посещали картинные галереи и различные выставки,и, рассматривая картины, натыкались на очень известный стиль - кубизм и абстракционизм. Кто-то восхищался, кто-то ворчал, что искусство уже умерло, а кто-то просто равнодушно проходил мимо. На самом деле в истории живописи не было еще такого стиля, который бы вызывал столько споров, криков и скандалов как кубизм и абстракционизм.И не зря!На самом деле, если сравнить этот стиль с другими, то не стоит здесь ждать красочных форм, кубизм представляет собой модернистское направление в изобразительном искусстве, характеризующееся использованием подчёркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Естественно, что как у простых людей, так и у некоторых видных художников вызывает ряд вопросов, что это, так называемое, творчество делает на стенах музеев и куда все это приведет. Вопрос на самом деле интереснейший. Лагерь защитников кубизма утверждает, что в этих картинах содержится некий великий смысл и что искусство оно вообще не обязано быть красивым, а обязано заставить человека задуматься. С этим утверждением трудно спорить, более того, я склонен настаять, что это действительно так. НО!Есть же множество картин, а, вернее, все, что было до модернизма, которое совмещало эти два неразрывных качества, то есть и смысл, и изящество. Говоря «изящество», важно не путать его с красотой. Вот, например, картина, которую не назовешь прекрасной, но надо признать, что она выполнена весьма изящно и тут видна гениальная рука художника!
В абстракционизме же изящество выхолощено в принципе. Что же касается смысла, то где-то он действительно есть и весьма интересно докапываться и искать его в этих изображениях, но, на мой взгляд, это больше философия, чем живопись. С философской стороны, то есть, преподнося это как чистое несение смысла с позывом, - вопросов нет. Но живопись! В живописи все не так. И куда это может завести это большой вопрос. Интересная позиция на этот счет у Анатолия Александровича Вассермана. В частности, он здесь высказывался по квадрату Малевича и в общем, о пути кубизма в живописном искусстве.
http://www.youtube.com/watch?v=v7hJM4umox8Здесь Вассерман хочет сказать, что своим квадратом Малевич предупреждает, что путь кубизма тупиковый, так ли это? Сложно сказать. Тут, как говорится, темна вода. По поводу квадрата хочется поговорить отдельно поскольку вокруг него сложилось множество мифов, которые нужно разбирать подробно.Что же касается кубизма и его роли, то я склонен полагать, что в развитии живописи он сыграл скорее отрицательную роль.