Может ли искусство лгать?

Feb 18, 2016 23:50



Искусство - это прежде всего честность. Так ли это? Мое внутреннее чутье подсказывает, что это так. Но если попытаться разобраться в проблеме, то все не так уж очевидно. Ну к примеру есть некая творческая личность, она творит, созидает, создает произведения искусства, но по каким-либо причинам спросом не пользуется. И тут у этой творческой личности возникает жизненно важный вопрос, на что же она будет сосуществовать?
 За этим возникает соблазн обогатится посредством подстраивания творения под желание заказчика. Об этом, довольно хорошо, Гоголь написал в своей повести "Портрет"
Тут стоит вкратце изложить содержание повести;



Живущий в бедности молодой художник Чартков, несмотря на то, что ему нечем расплатиться за аренду квартиры, в лавочке на Щукином дворе покупает за двугривенный портрет неизвестного ему человека - старика в азиатских одеждах, который привлёк его внимание тем, что глаза изображённого выглядят совершенно как живые. Придя домой, он не может отделаться от впечатления, что старик смотрит на него, ночью Чарткову снятся кошмары, связанные с портретом. В одном из снов старик выходит из рамы с мешком, набитым деньгами, и художнику удаётся схватить один свёрток с надписью «1000 червонцев». Утром, когда появляется хозяин квартиры и квартальный, требующий с Чарткова плату за квартиру, в раме портрета обнаруживается точно такой же свёрток, какой художник видел в своём кошмаре.
Чартков переезжает в роскошную квартиру на Невском проспекте, даёт объявление в газету, и вскоре у него появляется много заказчиков. Чартков становится модным художником, пишет множество портретов. Он удовлетворяет запросам клиентов, однако многие его прежние знакомые замечают, что талант его, раньше явно проявлявшийся, исчез. Чартков становится скрягой и мизантропом. Увидев на выставке картину одного из прежних знакомых, он понимает, что собственные его работы на самом деле далеки от совершенства. Чартков запирается в своей мастерской и пытается создать что-то подобное, однако у него ничего не получается; тогда он начинает скупать живописные шедевры и уничтожает их. Вскоре Чартков сходит с ума и скоропостижно умирает.

Через некоторое время на неком аукционе выставляется среди прочих предметов искусства портрет азиата, когда-то купленный Чартковым. Когда цена в ходе торгов значительно возрастает, появляется художник Б. и заявляет, что обладает особыми правами на эту картину. В подтверждение своих слов он рассказывает историю.

Он описывает некогда жившего в петербургской Коломне ростовщика, который был известен тем, что мог ссудить любую сумму на казавшихся выгодными условиях, но при этом в результате всегда оказывалось, что на самом деле набегали огромные проценты. Сделка с ростовщиком неизменно приносила его клиентам несчастья.

Отец Б., тоже художник, живший неподалёку, получил заказ на портрет от ненавистного всеми ростовщика, человека скупого и одинокого. Поскольку он давно думал о том, чтобы изобразить духа тьмы в облике своего соседа, он принял заказ. Однако в ходе работы над портретом (на котором особенно страшными получаются глаза) художник начинает испытывать непонятный ужас и в конце концов бросает работу и убегает из дома заказчика. На следующий же день ростовщик умирает, и служанка приносит художнику неоконченный портрет. Со временем художник начинает чувствовать в себе странные перемены. Он хочет сжечь портрет, но приятель отговаривает его и забирает себе; затем сам сбывает его своему племяннику. Каждого владельца портрета преследуют несчастья, а у его создателя вскоре умирают жена, дочь и сын. Тогда художник, понявший, что в портрет вселилась часть души старика, отправляет оставшегося в живых старшего сына в Академию художеств, а сам уходит в монастырь, где через некоторое время ведения строгой жизни и самоотвержения пишет Рождество Христово, и его работа оказывается исполненной святости. Сын посещает его в монастыре, и отец сообщает ему некоторые наставления и мысли об искусстве, а также завещает ему найти портрет и уничтожить его.

Художник Б. представляется сыном автора портрета и говорит, что после долгих лет поисков наконец нашёл картину. Но когда он, а вместе с ним и посетители аукциона, поворачивается к стене, где висело полотно, оказывается, что портрет исчез.


В повести поднято много важных проблем, но нас интересует именно отношение к искусству. Я бы вообще замахнулся на то, что обозначил бы поднятую нами тему в этой повести, как главную! Ведь что стало с Чертковым когда он начал подстраивается под заказчика? Его талант сразу умер! Умер понимаете? Максимум, его картины могли служить для украшения домов богатых заказчиков, но конечно же искусством это уже не являлось. Но и это еще не все. Поняв все это, художник со злобой и завистью начинает уничтожать картины других художников. Почему? Ответ очевиден. Сам он творить хочет, но не может. Вообще, после того, как продался, наверное, совсем не возможно писать. Он это понимал и со злости вымещал это на других, достаточно добротных картинах, в которых видел то, что не может воплотить сам! В итоге и кончил он плохо! Вот так бывает с людьми изменившими своим принципам и своим убеждениям !!!

живопись, Искусство

Previous post Next post
Up