UPD Я перелинковала фотографии, которые не было видно, извините.
Кладбищенская тема не отпускает, поэтому ничего не поделаешь, начну с неё. Такого кладбища, как Монументале в Милане, нигде на свете больше нет. Невероятное богатство выразительных скульптур самого разного времени, и на каждую можно любоваться очень подолгу. Посмотрите сами на общее:
И на частное:
В инстаграмчике я уже выложила несколько моих любимых - в частности,
вот эта просто сердечко на куски, #яэтотангел, обожаю. Но красота там просто повсюду, поэтому давайте посмотрим на могилы небезразличных мертвецов.
Семья Тосканини (и Горовиц)
Когда я кружила по смежной с гробницей Тосканини части Монументале, ко мне приблизился престарелый работник кладбища и заговорил со мной на итальянском. Он спросил, ищу ли я Тосканини, и сообщил, что там же покоится пианист Владимир Горовиц, и что, отдавая дань уважения Артуро Тосканини, я должна поклониться также и Горовицу. К моему глубокому стыду, я прежде не слушала записей Горовица и только видела мемы про него в Classical Music Humour, так что я вообще не поняла, о ком речь и даже - от шока, видимо, что говорю на итальянском - забыла по дороге фамилию "ХОровитс" (сторож ещё больше меня запутал, сказав, что он "русско-чешский писанист"). Я устыдилась потом и пообещала лично Горовицу внимательно всё послушать.
Морали тут две:
1) С меня пост про Горовица;
2) Каковы в Милане кладбищенские работники!
Томба, конечно, произведение искусства. И стоит очень красиво:
В Толкин-фэндоме очень любят эльфийские корабли в этом стиле рисовать, так что у меня было больше одного повода для возвышенных чувств. Приятно видеть, так или иначе, что Тосканини досталось всё посмертное почитание и уважение. Чего нельзя сказать о
Франко Корелли
Это душераздирающе. Стенка такая облупленная, бюст весь паутиной оплетён - у Франко в роли Манрико как раз очень удобный для паутины пафосный воротник - пылыща несусветная, опять же. Стоят букеты, которым на вид ну месяц. Какая-то добрая душа спрятала за бюстом щёточку для ликвидирования грязи и икейную вазочку, так что я устроила сеанс пьеты. Сейчас я не могу не иронизировать сама над собой, потому что я рыдала весь вечер и даже звонила с лавочки
kot_granat, чтобы немного придти в себя. Я не знаю, чего я ждала - что там будет шрайн? Тонны чёрных роз с золотыми ленточками? Хор фанаток, обметающий паутину батистовыми платочками и поющий "Лакримозу"? Я не знаю, наверное, я жду, что стену побелят хотя бы.
Я забыла немного, что на могилы вроде как полагается чётное количество цвётов, но он ведь вечно живой, правда?
Ужасно жаль Корелли как человека. Он и Лоретта так хотели детей, но у них не могло их быть, и теперь никто даже не починит стены, только фэны иногда принесут цветочков и щётку спрячут для других таких же фэнов. Умер один - у него была деменция, и он даже не узнал Симониато, когда она к нему пришла, и не узнавал других своих друзей. Говорят, связно говорить не мог, но зато мог спеть Ah, sì ben mio - мне это всегда было немного больно думать. Да, это судьба всех нас, угасание и старость, но подумайте: залы ломились, критики ломали копья, гений это музыки или воплощение безвкусицы в опере, столько было страстей, страхов, страданий, и вот и всё.
Я его искала больше часа: обошла всю галерею, всё кладбище, а потом ещё один работник кладбища, некто Луи, услышал мои жалобы и довёз до входа в подземную галерею, где находится Корелли. Причём, когда я вылезла из машины, я поняла, что это катафалк. В общем, это был безумный день, и полностью посвящённый могиле Корелли: сначала я искала её, потом совершала пьету, и всё остальное увидела уже вернувшись на следующий день. Луи молодец, но это, надо же стену побелить и указатель сделать, всё-таки не последний человек покоится, а найти могилу довольно трудно.
Франческо Мария Пьяве
Тоже трудно было найти, но легче, чем Корелли, потому что в момент поиска в кладбищенском офисе кто-то был, умилился тому, что ragazza straniera хочет конкретную могилу, позвонил по телефону и вот:
Смерть Пьяве была для Верди большой трагедией, и он добился, чтобы его похоронили в галерее на Монументале. Розу положить было некуда, так что я разгрызла ей стебель, воткнула в щель. Что-то в этом есть родное с любимыми нашими текстами Пьяве.
Магда Оливеро
Всё блестит, цветы свежие, и я порадовалась за это замечательное сопрано, прожившее значительно дольше своих героинь.
Верди (бывшее место могилы), Арриго Бойто
Прах Верди покоился на Монументале совсем недолго и потом был перенесён, согласно его желанию, в построенный им дом для музыкантов, до сих пор действующий. Там для могилы Верди и его семьи возведён настоящий храм, и об этом удивительном месте я напишу в следующий раз. Но памятник Верди по-прежнему стоит в галерее Монументале, и рядом с ним находится могила Арриго Бойто. Я нахожу это очень уместным, ведь именно Бойто написал либретто для предсмертных опер Верди, хотя его наследие и куда больше этого.
Алессандро Мандзони
Писатель Алессандро Мандзони является в Милане предметом культа. Это видно и по экскурсиям, и по названию центральной улицы, и особенно по помпе, с которой размещён его саркофаг в самом центре большого помещения в галерее.
Согласно моим записям, на Монументале покоится также замечательный компримарио Пьеро де Палма. Признаться честно, оставленную Оливеро розу я сперва принесла ему - уж очень глубоко меня впечатлил в своё время его вестник в "Аиде", много мрачноватого веселья доставил его Понг в "Турандот". Также он великолепный Сполетта. Благодаря де Пальме я поняла, какими значимыми могут быть маленькие роли, и я считаю, он сполна заслужил свой титул "принца компримарио". Увы, похоже, что на findagrave.com была допущена ошибка, потому что мне сказали, что его могилы нет на Монументале. Может быть, её перенесли, а может быть, даже руководство кладбища не могло сказать по телефону, где она. Я искала и искала, но у меня была назначена встреча, и это был уже второй день на кладбище. Поэтому мне пришлось уехать, но ведь лучше любых цветов наше внимание и восхищение. Послушайте вот эту запись Inaffia l'ugola с Брузоном (Яго), где де Пальма замечательный Кассио:
Click to view
"По правде говоря, если бы сегодня мне пришлось ставить "Отелло", я ломал бы голову в основном над тем, кто будет петь Кассио и Эмилию". - Тито Гобби