Todesverkündung

Aug 20, 2018 16:40

Всем бессмертный вальгаллический привет! Сегодня я хочу поговорить с вами о моей любимой сцене в "Валькирии", которая, к несчастью, часто оказывается забыта даже теми невагнерианцами, кто по идее любит оперу "Валькирия". Может быть, причиной этого является её ещё бóльшая, чем в среднем по Вагнеру, зависимость от актёрской игры на немецком языке. Может быть, дело в медленном ритме и холодноватой драматической модальности. Может быть, Winterstürme и Прощание Вотана просто несколько затмевают эту сцену. А может быть, я ошибаюсь, и все её обожают. Тогда тем более давайте поговорим!

Это, конечно же, акт 2 сцена 4 - так называемое Возвещение смерти, в народе известное как "нервишки сдали".


В этой сцене зритель видит Зигмунда, сидящего рядом с измученной страхом и ужасными воспоминаниями спящей Зиглиндой. Идиллический и проникновенный, полный сострадания момент застывает вдруг от таинственного и мрачного лейтмотива Судьбы. Я думаю, если бы это был голливудовский фильм, то у Зигмунда бы дыхание так облачком застыло в этот момент.

И тут появляется Брунгильда вся такая в белом.

Брунгильда, как мы помним, послана Вотаном утвердить исход неизбежного боя между Зигмундом и злым басом по имени Хундинг. Изначальный план Вотана, совпадающий с его горячим желанием, был дать победу Зигмунду - но ему пришлось изменить решение и дать победу наоборот Хундингу. Брунгильда является Зигмунду, чтобы сообщить ему о его смерти, и отсюда название Todesverkündung (Возвещение смерти).

Я люблю Walküre/II/4 за бескомпромиссность, с которой Вагнер ставит проблему человека перед лицом смерти. Функционально и даже структурно Возвещение смерти очень похоже на Don Giovanni, a cenar teco, хотя разительно отличается во всём остальном. Главное отличие заключается даже не в радикально немоцартовской эстетике Вагнера, а в философско-драматической мотивации. Кто герой, оказавшийся лицом к лицу с гостем с того света? Что он такого сделал, чтобы удостоиться прямого вмешательства смертельных божественных сил? Дон Джованни и Зигмунд оба оказались в контрах с Богом (или верховным богом Вотаном) из-за своей свободной воли, но как проявлялась эта свободная воля? Всегда ли трансгрессия дурна или хороша? Всегда ли можно
назвать её грехом, подвигом? С точки зрения Фрикки любовь Зигмунда и Зиглинды - такой же разврат, как Церлину со свадьбы увести, и даже хуже. Но всегда ли судьба окажется сильнее свободного человека, когда они сойдутся в борьбе?

В том, что Зигмунд, фигура героическая и безусловно положительно коннотированная, представлена таким же врагом метафизического миропорядка, как ультимативный грешник Дон Жуан, я вижу истинно расиновское величие. Видите ли, мы все с вами когда-нибудь умрём. Злы мы или добры, героичны или ничтожны, - смерти всё равно. 640+231+100+91+1003=2065 у нас было звёздочек на фюзиляже или одна путеводная Зиглинда, или вообще ничего - результат один. Или нет, или всё-таки это важно? "Почему, Один, ты губишь лучших своих героев?" - спрашивает герой одной скальдической поэмы, и ответом, ещё за 900 лет до Вагнера, неизменно является "[потому что стрёмная метафизика]". Типа fuck you, that's why.

Может быть, [стрёмная метафизика] что-то и значит. Герой может принять неизбежность смерти и пойти дальше, вникнуть в её смысл и спросить: благ ли Бог? Достойна ли Вальгалла стоять? Или сами основы нашего мира зиждутся на несправедливой жестокости, и лучшее в нас, любовь, храбрость, - всё это выкинуто на помойку, потому что Вотан однажды носил на пальце Кольцо Альбериха и поставил его выше фрейиной чести?
В конце 19 века уже сложновато верить в благость Бога - а теперь и вовсе невозможно. Но есть Брунгильда. Божечки, Рихард, спасибо тебе за Брунгильду. Мы живём в таком ужасном мире, что никакой баховский орган до нас так просто не достучится. Но Нильссон попробуй не услышь. Я тут переслушиваю параллельно, поэтому давайте я перейду к сути дела, пока heilige слезами клавиатуру не залила.

Я вам, в общем, сделала видео. Видео без меня, просто с музыкой и буквами, но я надеюсь, что оно кому-нибудь пригодится. Я думаю в первую очередь о nunzietta и boqueron, которые смотрели "Валькирию" даже без субтитров, вооружившись только развесёлым пересказом сюжета вашей покорной. И Прощание Вотана, Полёт, весь первый акт могут очень хорошо так пройти. Но в Возвещении очень важно видеть каждое слово, и желательно на немецком тоже. Enjoy.

Ну и да, если вы увидите у меня какую-то лажу в немецком языке, напишите, пожалуйста.

image Click to view



Я также написала драматический комментарий, ставящий сцену в широкий контекст, и назвала его



***

Речи Метатекстуальной Брунгильды и Зигмунда Уронителя Четвёртой Стены
[01:19]
Цифры в квадратных скобках  - это, если кто не понял, приглашения послушать оригинальный фрагмент в файле выше.

Б. Зигмунд, собирай манатки. Ты едешь на тот свет.

З. Не понял.

Б. Это нормально, ведь мы с тобой практически в Старшей Эдде. Ты, насколько я могу судить по последним двум актам, главный герой; уверена, что наша опера называется «Зигмунд». Ну а я - стрёмная сверхъестественная тётка. Поэтому ты, как хороший эддический персонаж, можешь позадавать мне вопросы о судьбе и Бытии, а я тебе отвечу. С лейтмотивами!

[04:28]

З. Окей. На тот свет - это куда конкретно?

Б. В Вальгаллу к Вотану! (К счастью, ты не был здесь первую половину первого акта, где батя нещадно деконструировал свою Вальгаллу музыкально и образно, полностью обнажив её музыкальное родство Кольцу Альбериха. К ещё большему счастью, ты вообще не в теме стрёмной метафизики, движущей нашим сюжетом, которая в батином пересказе только что довела меня и его до нервного срыва). Поэтому послушай без задних мыслей ванильный вариант темы Вальгаллы, он очень красивый и пафосный.

[05:14]

З. Вальгалла звучит круто. О чём она вообще, кто там живёт, кто ей рад?

Б. Это эпичнейшее посмертие для самых храбрых героев типа тебя, что означает, что там ты впервые в жизни найдёшь друзей. Музыкально у темы Вальгаллы есть Хвост Пафоса, ещё более пафосный, чем главная мелодия. Он играется для того, чтобы показать , что Вальгалла очень крута. Услышь его.

[05:48]

З. Офигеть. У вас там есть всё, как в Греции, да? А батя мой Вельзе?

Б. Конечно! Шолти щас опять сыграет про Вальгаллу и подскажет, кто твой батя, бро.

[06:15]

З. Это всё замечательно. Но если ты вообще следишь за тем, в какой опере мы находимся, то ты знаешь, что в вагнерианской системе ценностей ничто не может быть хорошим, пока оно не причастно идее любви. Поскольку большая часть моего первого акта прямо выведена из лейтмотива богини любви Фрейи, я хорошо знаю и напомню тебе, что лейтмотив Фрейи состоит из 2 частей. Первая, восходящая, отвечает за чувственную сторону любви, в противовес её эмпатической и духовной составляющей. Будем методичны и начнём с чувственного аспекта: у вас там в Вальгалле есть няшные тян?

Б. Хаха, и это ты называешь первой частью мотива Фрейи? Ты просто воспроизвёл ноты, как деревенский дурачок! Услышь этот мотив со всеми вариациями и украшательствами, на которые только способен был мозг нетрезвого Вагнера возле портрета Матильды Везендок, ибо Вальгалла полна кокетливых валькирий.

[07:16]

З. Похоже, что Вальгалла проставляет почти все галочки в Вагнерианском Сертификате Чего-то Хорошего. Но скажи теперь самое главное: Зиглинда-то будет? Потому что, если ты не в теме, моя сестричка - новая Фрейя тетралогии, только лучше. В её музыкальном и драматическом образе произошёл полный синтез проникновенной эротики с героической жертвенностью любви. Посмотри и послушай, какая она замечательная! Без неё я никуда.

Б. Извини, папа продал Фрейю великанам ещё в «Золоте Рейна» , так что с эмпатической любовью у нас швах. Мне самой неловко, поэтому я офигевше повторю за тобой несколько нот.

[08:54]

З. Ну и пошла тогда в пень ваша Вальгалла вместе с Вотаном, потенциальными друзьями, батей и прекрасными порновалькириями, при всём моём уважении. Если ты знакома с фольклорной формулой вопросов-ответов, ты знаешь, что третий вопрос - всегда самый важный. Ни товарищи, ни секс не могут быть важнее любви.

[09:51]

Б. Я, между прочим, божество смерти. Ты уже посмотрел в мои смертельные глаза и не можешь развидеть их.

З. Пошла ты тоже в пень со своими мифологическими пугалками, я люблю Зиглинду и останусь с ней.

Б. Зигмунд, ты тупой, что ли? Ты же умрёшь, я тебе это уже больше 10 минут объясняю. Но пока живой, делай что хочешь, конечно.

[10:56]

З. Ну и кто меня убьёт такой крутой?

Б. Хундинг.

З. Хаха, слушай сюда. Я порублю Хундинга в капусту, ибо у меня есть МЕЧ НОТУНГ! МЕЧ НОТУНГ - музыкальная душа человеческой свободной воли, такой как моя свободная и героическая воля. В гробу я видал тебя, Вотана, основы мироздания. Сильнее этого МЕЧ НОТУНГ и всё то, что он воплощает!

Б. Зигмунд, понимаешь, тут-то и засада. Именно тот, кто дал тебе МЕЧ НОТУНГ (т.е. Вотан) и отбирает у тебя победу! (Чёрт! Кажется, по моему голосу уже слышно, что я на самом деле на стороне Зигмунда! В конце концов, я для того в сюжете и появилась, чтобы защищать Зигмунда, и папа мне сказал это делать, и прелюдия ко второму акту была такая классная, и Hojotoho. А тут!!!).

[11:54]

З. Не ори, Зиглинду разбудишь.

Б. (Я на неё кастанула Sleep, как на Еву в «Потерянном рае», но неважно. Кстати, теперь это не такой сексизм, потому что я, в отличие от Рафаила, тоже женщина).

З. Бедная няшка! Весь мир против неё, можно сказать, попёр на неё войной. Позор Вотану, или кто там виноват! В общем, я глубоко разочарован этой историей с мечом, и Вальгалла может продолжать идти в пень. Если я умру, то пойду в ужасное место ХЕЛЬ, но зато не брошу Зиглинду!

[13:20]

Б. Зигмунд, я не очень понимаю. Перед тобой сейчас развернули практически весь багаж положительный образов, накопившийся за полторы части тетралогии, и ты все их променяешь всего-то на истинную любовь? Странный какой.

[14:05]

З. Знаешь, кто ты, Брунгильда? Ты чмо бессердечное. А в самой идее Вальгаллы мне видится видится какая-то гнильца: то ли стрёмная метафизика сказывается, то ли просто без любви её помпа теряет весь смысл. Так или иначе, я посылал её в пень и буду дальше так делать.

[14:55]

Б. Зигмунд, Зигмунд, я больше не могу, я же по сюжетной функции твоя валькирия, и мне тебя ужасно жалко. Я же и сама - часть души Вотана, которая ещё стремится к идее любви. Давай я хоть Зиглинду возьму с собой и буду защищать.

[15:20]

З. Нет уж, я уже понял, на какое дно мы попали, так что как я могу тебе доверять? Если все наши надежды и упования, такие как МЕЧ НОТУНГ, ничего не стоят, нет смысла существовать ни мне, ни Зиглинде. Не смотри на меня так, я тебе не Тоска с ножиком. У меня серьёзный экзистенциальный вопрос: быть или не быть? И ввиду того, что я только что узнал о статусе свободной воли во вселенной, я говорю жизни НЕТ. К счастью, Зиглинда спит и даже не поймёт, что умерла.

Б. Постой постой постой! С Зиглиндой такая тема, что у неё есть das Pfand, das wonnig von dir es empfing! Залог, который благостно от тебя произошёл, во!

З. ....

Б. Она БЕРЕМЕНА.

[15:48]

З. Тем лучше, поскольку тем ультимативнее и честнее будет наше самоуничтожение. Не годишься ты на Ницше, МЕЧ НОТУНГ, так сгодись хоть на Шопенгауэра!

[16:18]

Б. Зигмунд, нет, никакого Шопенгауэра! Я этого не допущу! У нас ведь тут не «Тристан» галимый, а совсем другая опера! Короче, давай всё сделаем наоборот: я дам тебе победу, ты победишь Хундинга, и вы будете с Зиглиндой и маленьким Зигом жить должго и счастливо.

З. (Вау. А что, так можно было?)

Б. Нельзя было, конечно, но уже неважно! Я утверждаю, что человеческая свободная воля и МЕЧ НОТУНГ победительны, и низвергнут тираническую власть закона, как в философском смысле, так и на уровне отдельной битвы тебя и Хундинга. Фух! Просто от души отлегло! Какая я умничка, что это придумала! Ну, до скорого.

Рихард Вагнер. Лол. Кажется, Musikdrama будет на акт длиннее, а называться она будет «Валькирия». Шолти, сыграй вторую половинку мотива Фрейи поверх темы судьбы, чтобы все окончательно офигели.

КОНЕЦ

Моцарт, Вагнер, видеоблог, Дон Жуан, лонгрид, Валькирия

Previous post Next post
Up