Jul 30, 2012 18:31
Нет, мне нельзя было слушать «Турандот» с Корелли. А уж тем более - так много.
Казалось бы, эта вещь - по крайней мере, в своей незаконченной форме - противоречит всем моим принципам, этическим и эстетическим. Но её звучание вызывает прогрессирующую интоксикацию мозга, ведущую к одержимости... Примерно тот же эффект, что заглавная героиня оказывает на несчастных чувачков.
Всё-таки, при всём уважении к дорогим френдам, я не понимаю, как можно любить одних героев и терпеть не мочь других. Я люблю Калафа, люблю Лю, люблю даже эту жуткую Турандот, а уж министров - не меньше всех перечисленных. «Люблю» тут означает «вникаю в». Мне кажется, в хорошей опере должно быть показано, что чувствует каждый герой, и в идеале слушатель разделяет эмоции каждого из них. Для меня это распространяется как на жёсткую мелодраму типа вердиевской, так и на настоящую трагедию, такую как «Гибель Богов»: без проникновения в мотивацию Альбериха, Хагена и даже Гунтера история будет неполной. Я помню, у меня было время, когда я слушала ГБ «с точки зрения» Гунтера и Гутруны, это было очень прикольно...
А в «Турандот» три главных героя накрепко завязаны друг на друга - больше, чем в операх, где индивидуализация образов сильнее. При этом, надо сказать, главгер всё-таки занимает для меня несколько более центральное место, чем все все остальные. Я очень тредновый человек, на меня воздействует, когда чья-то трагедия стоит в центре композиции.
И я считаю, что, если копаться до глубины, «Турандот» - примерно про то же, про что и «Аида». Только «Аида» милосерднее. Уж лучше, когда крушение твоих стремлений губит тебя самого, чем когда оно губит кого-то невинного, а на тебя падает весьма зловещий хэппиэнд. Последняя музыка, которую самому Пуччини удалось написать, выражает должную долю прозрения, гнева и ангста. Я буду считать, что потом он попытался задушить Нильссон, а она проткнула его большими когтями. Даже в такое мне легче поверить, чем в счастливый финал =(
Не знаю, что бы мне послушать, чтобы не расстраиваться. То ли «Индоменея», то ли очередного «Риголетто», то ли аудирование по датскому. Всё перечисленное как-то добрее.
Турандот,
Пуччини