Mar 30, 2015 00:42
Я вот решила переслушать "Тангейзера", потому что мне стало обидно за хорошую оперу: столько копий ломается вокруг неё, и есть, за что - но как-то получается, что слово "Тангейзер" не с музыкой связано, а с вредной глупостью церкви и министерства культуры. А ведь если что-то и духовно по-настоящему, то это и есть музыка Вагнера. От слова Geist. Есть музыка красивая, эмоциональная, глубокая, а эта вот - geistliche.
Только, конечно, эта настоящая духовность не может создавать никаких "скреп", потому что она не соединяет людей в примитивном бытовом сосуществовании, а напротив, оставляет человека наедине с пугающей и красивой тайной. Когда уже наслушался и вернулся на землю, тогда можно разговаривать, спорить, искать единомышленников. Но Вагнер - такая штука, что ты её должен сначала пережить один. Выстрадать этот хор пилигримов сразу после Венеры. Вообще всё выстрадать, но у меня сейчас пилигримы. Это удивительно. Только что Бамбри тебя рвала голосом как Тузик грелку - и вдруг такое просветление, раскаяние, определённость. Как будто контрастный душ. Всего два года прошло с создания "Летучего Голландца" - и столько неожиданных, новых красок, и уже сквозит в конце увертюры что-то неуловимо тристановское.
Небо, пусть это играют и поют. И на сцене делают разное. Тут ноты местами очень непристойные, кощунственные, хуже только пресловутый "Тристан". Пусть будет что угодно, располагающее к тому, чтобы люди слушали эту красоту, разговаривали о ней. Это ведь и есть жизнь. Конечно, трава и через асфальт растёт, но не надо закатывать в асфальт живые вещи ради гнилого популизма. Это же не "Травиата" какая-нибудь, для которой прабабушкины кринолины всюду на чердаке лежат, была бы главная тётечка. Это что-то такое, что в России до недавнего времени почти и не играли, а это тяжкий труд, между прочим... Это же счастье - послушать вживую этот хор!
Вагнер,
Тангейзер