Артуро Тосканини - концерт с NBC Symphony Orchestra, Нью-Йорк, 1951

Feb 08, 2015 00:32

image Click to view



"Щелкунчик" никогда ещё не звучал так свежо. По моему опыту, всё, к чему притрагивался Тосканини, совершенно гениально. Судя по записям репетиций, это достигалось не только его талантом, но и чудовищной работой, проделанной над каждым тактом. Так или иначе, результат ослепляет. Для таких популярных произведений как "Травиата" и "Щелкунчик" его трактовка служит особенно хорошую службу: до невозможности замыленные мелодии, все эти бриндиси и фея драже, предстают вдруг безо всякой шелухи, сверкающими и чистыми. Жаль, что от "Щелкунчика" в этом концерте только сюита. Но логично - это же концерт...

Мне тут подумалось - какая всё-таки огромная ответственность лежит на дирижёре. Большая часть людей не задумывается о том, что дирижёрские трактовки вообще могут отличаться одна от другой. Я помню ошеломление, которое вызвала у меня годы назад "Валькирия" Ляйнсдорфа из ранних 40х, с бешено загнанными темпами: вау, подумала я, это совсем не как Шолти и как-то даже настроение совсем другое. Примерно тогда же мне капризно не нравился караяновский "Голландец", хотя я не могла объяснить, почему. Но вот воздействие музыки случается или не случается. Если слышать заурядные исполнения, так и будешь думать всю жизнь, что то ли ничего особенного не слышал, то ли до классики не дорос. Раздражение и отторжение часто этому следуют. Получается, что ты музыкант и музыкант, а говоришь от имени чайковских с вагнерами и представляешь их миру. Жуть, наверное.

Артуро Тосканини, дирижирование, Щелкунчик, Чайковский

Previous post Next post
Up