Sep 22, 2014 01:08
Вы, наверно, забеспокоились уже, где я, что со мной и почему я не пишу исправно раз в неделю кусок ОБВМа про "Дона Карлоса". Я жива, дорогие друзья, я купила новые наушники и имею сказать: Филипп у Джорджио Тоцци - это удивительно, насколько вразрез со стереотипическим Филиппом, благородным и высокотрагедийным. Наверно, он один из самых пугающих королей в сценах "общественных", а в арии - самый жалкий. Но это не принижающая жалость, это откровение, что да, вот этот - человек тоже, и в душе у него полнейший ад. Только мы этого не знали, потому что он не Корелли, выломившийся в самом начале с патетическим, потрясшим нас выражением страдания. У Тоцци подавлены гигантической волей и ужас, и гнев, и гордыня, а ещё есть глубокое понимание происходящего, которое всё делает только хуже. Какой-то непроходимой достоевщиной веет от Тоцци. Столкновение сына с отцом - столкновение эстетик, двух противоположных взглядов на жизнь, одинаково ко всем беспощадную. В одну эстетику вставные ноты и неуместные аплодисменты вписываются как душевный постмодерновый штрих, мною в записи 1964 года постмодернистски усмотренный, а для другой непременно нужна четвёртая стена. Тут я могла бы про Херлю со словом "лиминальность", но что-то меня несёт во втором часу ночи, воздержусь.
Потому что про ноты и звуки из зала я уже напридумывала для себя, конечно, да и вообще музыканты не могли иметь в виду в точности того, что у меня теперь в голове. Но и в целом это выдающийся спектакль. Вот ведь: осталось только аудио, но живёт как спектакль. Ради таких четырёхактную редакцию стоило составить. Жаль, сейчас вышло из моды буквально воспринимать линию "Карлоса" про либерту - это давало записям удивительную логичность и цельность... С другой стороны, пусть уж идеи 60х живут в 60х. Теперь, со вниманием к полным редакциям и акцентированием деталей, не произведение искусства получилось бы из славного дедовского подхода, а фальшивый призрак Карла V в простыне с дырками для глаз.
Николае Херля,
Джорджио Тоцци,
Дон Карлос,
Франко Корелли,
Верди