Совершенно эпическая дискуссия о Вагнере происходит у
maultasch_a, за что ей большое спасибо. Что особенно прекрасно в разговоре - это концентрация его на Вёльсунгах и их трагической проблемности. Мне даже случился повод высказаться о своём любимом как-бы-отрицательном герое "Кольца" после Хагена, благо и Хундинга и Хагена исполняет обычно один и тот же человек, и похвалить Фрика. Пусть будет немного отредактированное здесь, чтобы не пропало в бездне комментариев.
Чисто нравственно Хундинг, несомненно, собака (pun intended, хотя вообще имя взято из "Саги о Вёльсунгах", где сыновья Хундинга - враги Сигмунда действительно). Но на его стороне - другая, традиционная нравственность. С точки зрения рода и семьи, по фриккиной логике, он совершенно прав. А Зигмунд по ней же - неправ очень сильно. Когда мы слушаем "Валькирию", мы всецело на стороне Зигмунда и Зиглинды (ну, по крайней мере я, и предполагаемый Вагнером слушатель явно тоже). Но для меня очень важно то, что Вагнер как бы заставляет нас встать на неправую сторону, и показывает нам её правоту, которая состоится благодаря любви - несмотря на попрание семьи, на инцест и на всё прочее, что возмущает Фрикку. (Note: В "Кольце" не дано модели "хорошей" семьи, частью которой является любовь. Семья там всегда - насилие или трагическая ошибка. Важно понимать, что это не заскок Вагнера, а часть его концепции, прямой результат действий Вотана в "Золоте Рейна").
Собственно, благородная неправота Зигмунда - это именно то, что делает его настолько привлекательным героем. И поэтому мне кажется важным, чтобы альтернатива Зигмунду, Хундинг, подавался не ужасным стереотипическим злодеем, а человеком, который уверен в своей правоте. Он может быть нам ненавистен и отвратителен, но за ним очень крепкая система мироустройства. (Её потом сломают, но не сейчас). На его стороне, на минуточку, Фрикка, богиня, отвечающая за стабильность. А что эта стабильность попирает любовь - это сам Вотан виноват, между прочим, как мы знаем из "Золота". Теперь Вотан хочет освободить любовь, но должен быть с Фрикками и Хундингами. А Фрикки и Хундинги не активное зло. Хундинг не Альберих - он просто есть. Мне кажется, Готтлоб Фрик очень хорошо исполнил Хундинга - зловеще, тяжеловесно, но без лишней демонизации.
На самом деле, тут сказывается моя любовь к Фрику во многом, потому что я сейчас подумала и уверилась: всё-таки Фрик в роли Хундинга ближе к злодейской стороне спектра, а ближе всех к объективной - Грайндль. Особенно выигрывает спокойный и уверенный Грайндль в записи Кайльберта 1955 года, где дирижёр ставит эпическую повествовательность выше сиюминутного драматизма. У Шолти Фрик также создаёт очень идейно правильного Хундинга в отношении актёрской игры, но сам тембр его очень тёмного голоса создаёт режущий контраст с Кингом (Зигмундом) и Креспен (Зиглиндой). Также у Кайльберта Фрикку поёт Георгина фон Милинкович, которая сделала всё, чтобы показать ужас положения Фрикки, полностью оправдать её стыд и гнев. Это делает столкновение сил поистине трагическим. Криста Людвиг у Шолти - это порождение ада, сущий кошмар Вотана и самая эффектная Фрикка, которую я слышала. Зловещий Хундинг и крайне агрессивная Фрикка несколько мелодраматизируют запись Шолти, но она через все ослепительные огни страстей возвышается до истинной трагедии благодаря игре Хоттера, как бы заключившей в голосе Вотана весь философский смысл "Валькирии".
А для вас какой подход к исполнению партии Хундинга ближе всего, и кто ваши любимые исполнители?