Одна из самых потрясающих иллюстраций к операм Вагнера, что я видела - Жорж Антуан Рошгросс.
Девы-цветы никогда мне не нравились ни в одной постановке "Парсифаля", потому что музыка внушает одновременно гипнотическое чувство нереальности происходящего, очарование, пронзительный эротизм и страх. Даже лучшие постановки преуспели лишь в части этого. Я думаю, это одна из моих любимых сцен в опере вообще, хотя визуальное воплощение к нему найти даже сложнее, чем к пресловутому Walkürenritt'у. На иллюстрации мне особенно нравится, как зеркальные доспехи сливаются с полем, но девы в них не отражаются. (Также выражение лица девы, которая хватается за ножны! :О)
Единственное, что не ложится тут на моё воприятие оперы - это сам Парсифаль. Меня всегда очень трогало, что в этой сцене он не возвышенно-отрешённый (как у Рошгросса), а до мозга костей человечный: сначала искренне очарован, потом смущён, потом напуган и разгневан. Наверное, это самая моя любимая роль для вагнеровского тенора, даже более, чем оба героя "Кольца" и Лоэнгрин, именно потому, какой он проникновенный и понятный, и всё же возвышается до святости и преодолевает даже такой кошмар, как музыка смерти Титуреля.
А кто не хочет говорить со мной о Вагнере, пусть хотя бы посчитает, сколько на картинке дев! Смотрите внимательно <3