Здравствуйте, мои дорогие! С минувшими вас праздниками, и с актуальными тоже (Рождество же!). Я очень медленно и нудно возвращаюсь к своим обычным делам, и в процессе послушала очередную "Турандот". Вот такую:
Как видите, многие имена тут хорошо знакомы по другим, более знаменитым записям "Турандот". Нильссон - это ультимативно. Молинари-Праделли - это дирижёр, записавший ту самую плазменно-пылающую студийку с Корелли и тоже с Нильссон; Никола Заккариа - выдающийся исполнитель Тимура, которого можно услышать, например, в студийной записи Эреде и "живой" из Ла Скала с К., Н. и Вишневской. Поэтому внимание на себя обращают в первую очередь Джузеппе ди Стефано (представленный, но не оверзаписанный в роли Калафа) и Леонтин Прайс со своей,
насколько мне известно, единственной полной записью партии Лю.
Про Леонтин Прайс я сразу скажу, что это это вообще гениально, что это потрясающе, что это живая, сияющая, трогательная, жертвенная Лю, самая лучшая слышанная мною и вообще. Вы можете не разделить моих восторгов, но слышать нужно непременно. Лю Прайс в некотором роде анти-Вишневская, в том смысле, что тоже круто, но надрывности никакой нет. Её голос - одновременно тёмный и яркий (вообще, так Тосканини про Корелли сказал, но я использую), тёплого тембра, и он потрясающе звучит в ансамбле с ледяным, режущим голосом Нильссон. К слову о Нильссон, это одна из её лучших Турандот, что я слышала, значительно выигрывающая и у студийки, и у ряда других живых записей. Элегантность и холодная женственность, конечно, идут этого образу только на пользу, а несколько меньшая брутальность, чем в студийке, картины тоже не портит.
Был бы тут ди Стефано таким же, как примерно пятью годами ранее, этой записи вообще цены бы не было. Увы, он хотя и по-прежнему ди Стефано, но в первом акте сдавленные верхние ноты и трудноописываемый неприятный оттенок в тембре голоса немного сбивают с просходящего должный благородный пафос. Это обидно, потому что Non piangere, Liù - одна из 2 моих любимых пуччиниевских арий вообще, и я всегда при прослушивании "Турандот" жду её особенно. Но ко второму и особенно к третьему акту ди Стефано распелся и провёл свои сцены с лиризмом проникновенным и пылким, хоть и не без перепутанных слов. После Nessun dorma ужасно много хлопали, но надо сказать, что не на каждом спектакле после Signore, ascolta хлопают столь же долго (я проверяла по часам).
В общем, впервые в моей жизни "Турандот", где Лю ультимативно главнее всех. Если бы я раньше не слышала так много Нильссон, я, конечно, тоже впечатлилась бы страшно, но проблема в том, что я слышала ну очень много Нильссон в роли Турандот, и шок миновал. :)
Молинари-Праделли, по-моему, задался твёрдой целью выжать из "Турандот" раза в полтора больше пафоса, чем это в принципе возможно. Я в целом предпочитаю более сбалансированную студийную запись, но и тут есть очень интересные моменты (такие как появление Турандот в третьем акте).
Хор в Вене был просто потрясающий, я по-новому услышала некоторые сцены, и особенно впечатлилась служанками Турандот (которые Silenzio, silenzio). Министры славные. Любителям старых вагнерианских записей будет интересно услышать Петера Кляйна, много певшего Миме, в небольшой роли Императора.
К диску прилагаются очень милые фрагменты "Бала-маскарада" на немецком с участием Нильссон.
___
А ещё я ходила в Лондоне на "Кармен", там был ошизительный, просто потрясающий корейский тенор! На что прохладно отношусь к "Кармен", но я хлопала так, что чуть вниз не упала! Подробнее напишу потом.