Весьма печально, что я так долго ничего внятного не пишу, но хотя бы поделюсь недавними находками.
Во-первых, живая "Турандот" из Сан-Франциско 1977 г. - Паваротти, Кабалье в роли принцессы, Митчелл и Тоцци, за пультом Шайи. Качество вменяемо, хотя могло быть лучше. Паваротти тут просто ВАУ. Помимо прочего, это было самое искреннее и душераздирающее Lasciatela!, что я слышала где угодно. К несчастью, я не знаю записей его Калафа, кроме этой и студийки Меты, и именно тут он просто сразил меня наповал. Короче, любимых исполнителей этой роли у меня теперь два (а раньше-то был один, даже с учётом студийки Меты).
Эта живая запись предпочтительна для меня и студийке Ломбарда с Кабалье, потому что Шайи мне нравится куда больше, чем Ломбард. И, я думаю, рекламировать Митчелл необходимости нет?
UPD к сожалению, с ютьюба это видео пропало, а такая прекрасная запись, а нигде-то даже диск не продают, если только не из Японии заказывать. Поиски святого Грааля у меня сейчас и неусыхающие слёзы, вот.
Click to view
К сожалению, где это можно ещё достать, я не знаю. Знаю только, что существует CD.
Во-вторых, явно студийное
"Милосердие Тита", записанное в моём любимом году, которым является, конечно, 1955 год. Гедда, Маланюк, Цадек. Кайльберт, в том же году дирижировавший своим знаменитым стерео-"Кольцом", кстати :) Вы предупреждены!
Всё-таки Гедда в моцартовских ролях - это совершенно замечательное сплавление изящества и благородства. Всегда любила его дона Оттавио, теперь буду любить тут. Маланюк очень меня удивила, ведь моё первое с ней знакомство было в роли Фрикки... Которую она, кстати, она тоже пела в том же году, как осенило меня только что. Вот так актриса! В общем, я подозреваю, что это всё некоторый анахронизм с точки зрения слышанных мною двух недавних записей, но сейчас я сижу и клинюсь. Немцы (я сейчас про Кайльберта) всё-таки находят в Моцарте что-то соверешенно особенное, что и в фуртвенглеровском "Дон Жуане" тоже есть...