Mar 24, 2013 18:20
Хорошо иметь с собой ноут! Почти полностью пересмотрела в дороге чёрно-белого Отелло с дель Монако. Морда чёрная, шмотки белые.
***
Только мы поговорили с Кримхильдой о Яго и о том, что Яго, наверное, антагоничен музыке по природе своей, как при пересмотре "Отелло" мне тут же бросилась в глаза его фраза во втором акте, в конце сцены с Дездемоной и подарками:
Beltà ed amor in dolce inno concordi,
I vostri infrangerò soavi accordi!
(Красота и любовь пребывают в чудесной гармонии,
Но я расстрою ваши нежные аккорды!)
Всего лишь метафора - а всё же.
***
Вообще, музыкальные образы в опере - это так забавно. Вообще говоря, все поют, всем играет оркестр. Но некоторые ещё и по сюжету музыкальны. А случается, что некоторые противостоят этим "музыкальным" персонажам, и тогда у них получаются разные типы музыкального воплощения. Один изображает музыкальное, другой - нет. Чертовски интересно!
Самое чистое противостояние такого рода, мне известное - это, конечно, граф ди Луна и Манрико, а в особенности первое появление их обоих (Tace la notte и нахально эту арию обрывающее Deserto sulla terra). В арии ди Луны сложная, мрачная мелодия, которая отнюдь не похожа на песню, потому что таким людям и в такие моменты петь вовсе не хочется. И если закрыть глаза на то, что это опера и ария, Tace la notte - это внутренний монолог, который нам открывает душевное напряжение и смятение графа. И вдруг внезапно из-за сцены! Одна из совсем других вердиевских мелодий, светлых, звенящих, прекрасных в своей простоте! Это одна из моих любимых вердиевских сцен, потому что она очень ясно представляет двух любимых мною персонажей и их антагонизм. Всего несколько секунд дают понять, что нет на свете людей, более друг другу враждебных по самой сути своей. И поскольку второстепенные персонажи нам уже добросовестно рассказали, что этих двоих сейчас столкнёт лбами по поводу девы, мы сразу предвидим истинную вердиевскую драму. И она, конечно, не заставляет себя ждать.
Вообще, на уровне отдельных эпизодов "Трубадур" как драма сделан просто превосходно. Каждая маленькая сцена - шедевр. Но на макроуровне "Трубадур" катастрофичен, ещё хуже пятиактного "Дона Карлоса". Композиция и цельность действия просто ни к чёрту, и это поначалу мешает оценить сценические достоинства, которые там очень даже есть. Но я в иноге вникла в оперную сценичность, в ней есть своя прелесть. За конвенционально хорошей драматургией всегда можно ещё куда сходить, а в целом, я считаю, нечего занудствовать!
***
Ещё одна опера, где тема музыки очень важна и чуть ли не центральна - это, конечно, "Тоска", в особенности второй её акт. В допросе под кантату есть, конечно, и нечто просто эффектно-декоративное, но для меня всегда было особенно важно, что Тоска - певица, а Марио - художник.
А Скарпиа - гхм, ценитель искусства, на свой лад. Помнится, Тито Гобби рассказывал в своей книжке про постановку "Тоски", где из обстановки в кабинете Скарпиа видно, что он интересуется искусством, живопись коллекционирует...
We covered the walls in the second act with paintings by Vanvitelli; my dinner table and desk had fine glass, silver and precious objets d'art. This Scarpia was really something - no wonder he imagined he could 'collect' everything, even the Prima Donna of Rome.
(Это в 19й главе, если кому интересно подробнее).
Я бы сказала, правда, что музыка как отдельный вид искусства в "Тоске" не очень определена: там гораздо важнее противостояние искусства в целом и любви с одной стороны, и власти и прилагающегося к ней треша - с другой. Хотя можно было бы порассуждать вслед за Вагнером о стихийной, иррациональной и "женской" природе музыки (Он писал об этом в Oper und Drama). Но чтобы всё было совсем по Вагнеру, Каварадосси должен был бы быть не художником, а поэтом, писателем, иметь дело со словами :) И это было бы сценически совсем не так круто.
Раз уж я заговорила о Тоске и художественном: кто-нибудь когда-нибудь видел, чтобы на Магдалину в первом акте приятно было смотреть?
Тоска,
Трубадур,
Отелло,
Пуччини,
Верди