Красная Атлантида. 14.01.2018 г.

Jan 17, 2018 11:14

Это большая выставка на двух этажах из запасников музея. Ни одной современной работы, только современники той эпохи! По мнению организаторов искусство СССР делится на несколько этапов:1917-1920 - время экспериментов, 1920-1941 - социалистическое строительство, 1941-1945 - все для фронта, все для победы, 1960-1970 - время "сурового стиля"...

Выставка начинается с авангарда 20-х годов. Суровые натюрморты времен "военного коммунизма", портрет в стиле Модильяни, и вторая картина слева - знаменитый абстракционист Родченко! Тут же работы Нестерова и Крымова. Картины времен НЭПа: "Хулиган" - полууголовный тип с барышней, "Мы и они" - графика, тогдашний гламур и простые труженники белым на синей бумаге, сменяются картинами социалистических строек, такими как "Ремонт керченских домн"...
А поиски нового, конструктивизм и абстракционизм, уступают место соцреализму. Мы видим как девушка покидает деревню, уходит из темного дома с карикатурными образАми навстречу светлому будущему на завод, как Сталин скрывается в заснеженных дворах от царской охранки, как труженики востока собирают загадочную хандриллу. Особенное впечатление производит огромная картина с парадом на Красной площади. Все прорисовано, солнечная и яркая, на трибуне Сталин и видные партийцы приветствуют радостных советских трудящихся, идущих в стройных колоннах со знаменами, портретами вождей и транспарантами... Над картиной работали аж два художника. И рассматривать ее можно сидя на мягкой лавочке).
В одном из залов стоит елочка украшенная игрушками из советского детства и бумажными флажками - ностальгия... А вот Артек и пионеры на зарядке: Тоже солнечная яркая работа. Как и большинство произведений того непростого времени. Дальше - еще более сложное время, Великая Отечественная Война. Солдат с последней гранатой, клятва над телом погибшего товарища, скульптурные портреты маршалов и генералов. Удивительные палехские шкатулки с военными сюжетами!
На третьем этаже - представлены послевоенные художники. Сначала - тоже, что и до войны: счастливые советские люди и мудрые вожди. Дедушка Ленин с детьми и пейзажи. Кстати маленький зимний пейзаж слева снизу - кисти самого Грабаря! Советский фарфор - девушки в национальных костюмах, девочка с курочками и юный лыжник! А в шестидесятых годах художники смелеют и начинают отступать от соцреалистических канонов.
Появляются грустные сюжеты о вдовах и матерях, не дождавшихся мужей и сыновей с войны: Суровый стиль. И труд уже не такой радостный ("Изборгские плитоломы"): Впрочем, есть тут и яркие веселые композиции с девушками в клешах - строителями БАМа, молодые люди едут на работу на мотоцикле, деревенская свадьба, и солнце еще светит всем одинаково. Ближе к выходу становится больше портретов и пейзажей. Вот портрет девушки с Севера, посмотрите как тут выписан мех! А заканчивают экспозицию "Застолье" - где показано, чем все кончилось. Пьянкой, где вместо лиц - рожи… И загадочная картина "Спасите детей".
Великолепная выставка, представлены почти все стили и направления за 70 лет существования СССР. М. б. только не хватает андеграунда, но это выставка официального искусства так сказать... Времена, когда художники писали картины а не устраивали акции. Мы три подружки и мы рожденные в СССР с удовольствием вспомнили счастливое детство, и так же мы посетовали о той исчезнувшей стране. Мы с подружками после того как экскурсовод закончил лекцию еще раз прошлись по залам и поподробнее рассмотрели работы, мы были восхищены.
Одна из работ меня особо зацепила и впечатлила. Это была работа художника Ю.П. Катюч «В семье. Первые шаги» 1969 г. На ней изображены четыре фигуры. Бабушка, мать , дочь и внучка. «С большой любовью к окружающей жизни и «глубинной выразительностью» написана картина в центре работы сидит бабушка на лавке, а на переднем плане мать с дочкой учат ходить маленькую внучку. Они протянули руки друг другу как на библейских картинах. Это так символично. Между протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению. Это движение - воплощает передачу энергии жизни…Я здесь почувствовала, - момент уникальной встречи, который полон энергии и силы… Я чуть не расплакалась. Ведь это же про мою семью - женскую линию. Моя прабабушка, бабушка, мама и я… Я долго стояла у этой картины, рассматривала и вспоминала о своих родных, и через меня проходила энергия жизни моего рода, энергия моей безопасности и энергия стимула жить, творить и любить…

пподруги, выставки, искусство, музей

Previous post Next post
Up