Вчера выступала на II родительских чтениях в школе №53 (гимназия, где учится мой младший сын) "Хорошо ли я знаю своего ребенка" по теме "Семья у книжной полки"...
Как только в молодой семье появляется кроха - его сразу же начинают учить читать и наши дети уже в четыре ÷ пять лет свободно читают. Мы покупаем им книги красочные, яркие…и начинаем потихоньку наполнять книжную полку. Малыш растет, а с ним растет и книжная полка. И так постепенно и потихоньку мы начинаем пополнять книжную полку книгами не только развлекающими и развивающими, а еще и воспитывающими, и объяснять малышу что такое плохо и хорошо. Но мое мнение, что изобилие детской литературы сегодня в магазинах обманчиво. Больше половины изданий встречают нас серой бумагой, наскоро составленными на компьютере рисунками с бессмысленными текстами - поэтому иногда, проведя в магазине чуть ли не целый час, мы выходим оттуда, так и ничего не купив, тем самым оставив ребенка без новой интересной книги. (Иногда еще и потому, что слишком дорого). А бывает так, что ребенок просит купить книгу, но выбранная им детская книжка, вызывает сомнение в ее способности воспитать в нашем ребенке элементарные чувства нравственности, доброты, сопереживания. Да, книга яркая, красивая, но не несет никакой смысловой нагрузки. Где же искать нужную книгу для чтения ребенка, а главное, какая именно книга подойдет ему в его возрасте?
Размышления у книжной полки Когда я стала готовиться к данному докладу, то стала думать, а что значит в нашей семье «книжная полка» и обратила внимание, что на нашей полке именно то, что люблю я, и то, что я ценю в жизни, и считаю для себя важным, и к этому приучаю и своих детей. И, наверное, поэтому на книжной полке у нас больше всего энциклопедий и детской литературы о технике и литературы о развитии детского творчество, ну и есть немного сказок и фэнтази. В каждой семье, наверное, по-разному размышляют - и потому книжные полки у всех, наверное, разные. Например, я считаю важным учить детей защищать свою собственность, но в то же время я пытаюсь приучить к щедрости. Но я понимаю, что ребенку важно отождествлять себя с одним из персонажей, иначе книга не найдет отклика, не заинтересует его. И получится, что куплю ему книгу, а он ее читать не будет (Деньги на ветер). А ходить за ручку в библиотеку в таком возрасте мой ребенок будет стесняться. А сам - да я признаю - мой ребенок ходит в библиотеку, берет книги, но начав читать, иногда забрасывает «это дело» - видимо не заинтересовала его книга… И что же делать, где, а главное как помочь ему? Сейчас мой ребенок в том возрасте, когда его начинает интересовать мнение и поступки своих сверстников - то есть ему сейчас нужно больше книг о дружбе. Важно так же искать книжки такие, чтобы ребенок усваивал ценности, убеждения, нормы, свойственные нашей культуре.
Как же быть? Распечатывать тексты из Интернета, отыскивать лучшие книжки в библиотеках, самим сочинять сказки и истории, но должна признаться, что у меня нет на это времени. И что? Оставить все, так как есть? Этого я тоже не могу допустить. И поэтому я решила, что в нашей семье этот вопрос мы решим - просто… Мы стараемся читать то, что нам советуют в школе. Помним наше прошлое посещение Литературной гостиной на Семейном фестивале и советы преподавателей и приглашенных гостей. Мы и сами с Марком приняли участие и подготовили тогда небольшой доклад на тему «Сказка или реальность», где рассказали о том, что в нашей семье любят сказки и фэнтази и еще, как важно заботится о том, чтобы в руки ребенка попали действительно хорошие книги. И опять встает вопрос, где найти - эти книги быстро и не дорого? Можно в библиотеки, можно в магазине, а еще можно в интернете и просто читать за компьютером. Но… вот нам задали список литературы на лето, а Марик уезжает на все лето к бабушке с дедушкой в Крым, не потащим же мы целую библиотеку в деревню, кстати, украинскую деревню, - а это хоть и ближнее, но зарубежье, и вот что мы придумали - мы пошли в магазин ЭЛЕКТРОНИКИ и выбрали себе электронную книгу, куда и закачали нужную литературу. И таким оригинальным способом на сегодня решили проблему с детской книжной полкой, которая умещается теперь в маленьком черненьком прямоугольнике, а на книжную полку мы теперь ставим творческие работы Марка. В этой электронной книге есть простая и эффективная система навигации поиска, что помогает ориентироваться внутри текста. Организация в этой электронной книге сделана в виде книжной полки, что позволяет легко находить книгу и возвращаться к прочитанным книгам, и даже открывать их в том месте, где вы остановились. Да … у нас уже есть прекрасные книги на нашей книжной полке. Конечно, у нас теперь нет необходимости постоянно обновлять книжную полку. Хорошо это или плохо? Но я для себя не решила еще… хорошо это или плохо. И пока не знаю, что конкретно возьмет верх, желание быть современной семьей и читать электронные книги, или все-таки по-старинке, «поплевав на пальчик» перелистывать шуршащие странички, а потом складывать книги на полку и со временем любоваться собравшейся на книжной полке разношерстной компанией добрых друзей и верных помощников. Но одно знаю точно, надо стараться заинтересовывать детей и приучать их к чтению, рассказывая и заставляя много читать, что бы через многообразие дети смогли бы полюбить литературу. Кстати - первое время ребенок действительно сидел и читал электронную книгу - видимо ему нравилась еще и эта современная эстетика и ощущение себя взрослым и крутым. А сегодня принимая участие в данных «родительских чтениях», я надеюсь, что мы с Марком почерпнем много полезного и интересного, узнаем о новых книгах, а может и о старых интересных - о которых мы не слышали - закачаем себе с интернета новые книги и будем читать… Будем приучать Марка к чтению, а маму - приучать внимательнее относиться к своему ребенку. В этом очень важном качестве мы все выступаем как любители, то есть строим семью и воспитываем собственных детей как умеем. И спасибо Администрации школы и Организаторам этой программы «II родительских чтениях», а так же и учителям школы за заботу о наших детях и за заботу о наших семейных ценностях, а значит и об обществе в целом.
Семья Петровских: Мама - Петровская Ирина Владимировна. Сын - Петровский Марк Александрович - ученик 5 класса «В» гимназии №53.