- Wind 100 degrees 6 knots, runway 26 right, cleared to land.
- Cleared to land.
За 15 минут до этого.
- Похоже, у нас 200 кг лишних. - инструктор изменил схему захода в FMC и сверяет наш расчётный вес с максимальной посадочной массой. - Что предлагаешь сделать?
- Снизиться и погасить скорость заранее, немного пройти в горизонте. Если не поможет, попросить орбиту.
- Согласен. В других полётах экономим топливо, а здесь думаем как бы сжечь чуть побольше :)))
Так бывает, когда попутный ветер по маршруту оказывается сильнее, чем планировалось. И как обычно в таких случаях всё собирается в кучу: ни тебе очереди на заход, ни долгого захода - ты номер один, заход практически с прямой, и двигатели у тебя на режиме малого газа керосин не пьют, а только нюхают, и самолёт тяжёлый, неохотно гасит скорость.
- Flaps 1, please.
- Flaps 1.
Speedbrakes выпущены на максимум, но тяжёлой 900-ке они как слону дробинка. Свистим с вертикальной 3500 футов вниз, и за то спасибо.
- Gear down, please.
- Gear down.
- Flaps 5.
- Flaps 5.
- Сleared for the ILS approach runway 26R, report established. - у нас своя работа, у диспетчера своя.
Подходим к посадочному курсу, смотрим на цифры. Неа, не удалось спалить лишнее. Хороший самолёт придумали инженеры Boeing. Экономичный :))))
- Request right orbit, please.
- Approach, request vectoring for one orbit, please. We are too heavy for the approach now.
- No problem, guys, heading 030, report ready.
Нажимаю HDG SEL, и тут же вижу, что самолёт уже захватил сигнал курсового маяка.
- VOR/LOC captured! - самолёт начинает плавно разворачиваться влево, а нам надо вправо.
- Manual flight? - слышу улыбку в голосе инструктора. В ходе брифинга он мне предлагал слетать заход на руках, я побоялся после перерыва в 7 месяцев, о чем ему прямо и сказал. Теперь деваться особо некуда.
- Autopilot off, continue manually.
Гашу сирену отключения автопилота двойным нажатием на кнопку. Где-то внутри всё пляшет от радости. И хрен с ней, с этой орбитой!!! Самолёт летит как вкопанный, высота в развороте в пределах 20 футов, и это ощущение секунда за секундой стирает этот сложный год поисков, ожидания, отказов, разочарований и несбывшихся надежд. Почти год с момента последнего полёта на Энжишке в Трансаэро. Я снова в теме!!! Снова на NG!!! Ура, блеать!!!!
- Ready for turn back to the localizer? - уточняет диспетчер. Мы так-то первые на заходе, но следующие борты тоже не стоят на месте.
- Weight looks gooood... Ready? - Инструктор уточняет у меня перед выходом в эфир.
- Affirmative. - глянул на топливо, у нас уже 100 кг в запасе. Погнали!!
- Ready for the approach.
- Ok, turn heading 230, cleared for the ILS approach RW26R.
На наших самолётах есть отличная подсказка для лётчика: режим APP на дисплее ND. Белая линия показывает вектор скорости самолёта, magenta - курсовой маяк. Толстый фиолетовый прямоугольник - это полоса. Наложил линии друг на друга, поставил вершину треугольника посередине полосы и не мешай самолёту лететь по прямой, контролируй вертикальный профиль, вноси поправки при необходимости. Написать и сказать легко, а в жизни... а в жизни летал на реальном самолёте 7 месяцев назад, именно на этой модификации лечу вообще первый раз. Слегка по-другому :)
- Hey tower, very good morning, on ILS 26R, established.
- Wind 100 degrees 6 knots, Runway 26 right, cleared to land.
- Cleared to land.
Вот она, моя новая домашняя полоса. Над оживленной трассой самолёт чуть-чуть вздрогнул. Не сравнить с 500-кой над Киевским шоссе при заходе на 01-ю полосу во Внуково, которую в такой же ситуации подбрасывало как на батуте. Чинно, спокойно.
- Thirty, twenty, - и тут я понимаю, что так и не выключил автомат тяги. Вот тебе и заход на руках. Эх, Буглов-Буглов... © Отключаю, ставлю малый газ, а в это время попутно-боковой ветерок начинает сносить меня влево. Ну что за ерунда, всё было так красиво... даю ноги, но маловато, да и поздно уже. Раньше надо было думать. В итоге над полосой чуть слева от осевой. Такую песню испортил...
- Ten...five... - линия горизонта замерла. Я задницей чувствую, что самолёт катится по земле, а speedbrakes не выходят. Фигня какая-то. Аааааа, РУДы не на малом газу, немного сдвинуты вперёд, поэтому автоматика не срабатывает. Семёёёёён Семёныч... Насобирал детских ошибок за один полёт, лётчик называется.
- Speedbrakes manually deployed. - Самолёт приседает на стойки шасси и как будто выдыхает.
Это ощущение не спутать ни с чем. Мягкое, плавное обжатие стоек после посадки - это выдох самолёта, который практически сделал свою работу. Он привёз нас и пассажиров домой, осталось только пробежаться с нами километра полтора по полосе и прокатиться до стоянки. И хотя инструкторы во всем мире ратуют за positive touchdown, я вижу краем глаза слева одобрительную улыбку и поднятый вверх большой палец. Мы радуемся каждой мягкой посадке. Неважно, сколько нам лет и сколько лет мы уже летаем - мы в душе пацаны, которым дали порулить красивой большой машиной. И хочется делать это красиво. Каждый раз. Ещё и ещё.
- 60 knots, I have control. - инструктор забирает управление и освобождает полосу. Теперь 10 минут руления до стоянки.
- Sorry for my mistakes on landing, - перечисляю свои косяки.
- Well done, mate! Nevermind, you did good bearing in mind your 7 months on ground. We will discuss it later on.
На стоянке начинается обычная суета. Люди, бумаги, как самолёт? - нормально самолёт, замечания по матчасти есть? - нет, машинка умница. Выходим из самолёта, садимся в экипажный автобус и улыбаемся. Каждый о своём.
За четыре часа до этого. Аэропорт Каликут.
Это местный Ростов-на-Дону. Горбатая полоса, весёлый рельеф слева и справа. Ещё и горы вокруг.
Зато здесь есть красивые самолёты, на которых работают мои бывшие коллеги и даже некоторые начальники.
Завтра снова в рейс. И это замечательно.