Часть 1. Продолжение.
Несколько машин, и вот мы уже проехали по трассе южного берега Иссык-Куля до конца озера, и стали на трассу в сторону высокогорного озера Сон-кёль. До этого момента с автостопом было всё как-то более-менее, стопилось хорошо, деньгопросы попадались редко. Однако с этого момента как-то все начало меняться.
Первая же машина, семья на минивене с толпой детей, взяла нас до города Кочкор. Водитель - отец семейства. На штурманском сидении - его мама. Первое, что она у нас спросила, был резкий вопрос «доллары есть?», не здрасьте, не откуда вы, а именно этот вопрос. Стало немного неприятно. Сын ее утихомирил, а мы объяснили свою автостопную сущность.
Проезжая мимо живописного Ортотокойского водохранилища, мы увидели мирно пасущихся верблюдов! Да, необычно видеть верблюдов в их естественной среде. Даже подумывали остановиться, но потом, всё же, решили ехать дальше. Нас привезли в город, но почему-то к автостанции, а сами поехали дальше; видимо все-таки не до конца они поняли, что такое автостоп. Начали выходить из города. Нас уже периодически начали зазывать таксисты, а также пытаться говорить с нами на английском (почему-то все встреченные нами люди считали, что я какой-то американец-норвежец-чех-знает-кто). А два проезжающих на велике пацана начали нам кричать «мани-мани», на что я его вежливо послал найти работу и получать там свои мани. Но вряд ли он меня понял.
Машинка на 10 км вывезла нас за город, и вот следующая машина неожиданно едет прямо на Сон-Кёль! Удача, господа! Дорога на Сон-Кёль после поворота с основной автомагистрали представляет собой пыльную грунтовку в горах, хоть и достаточно приличную, длиной 60 км. Проходит она через перевал 3300м, проезжая несколько деревень, и спускается к озеру на 3000м.
По пути было встречено много велотуристов, предположительно в основном иностранцы. Под вечер мы приехали к озеру. Близ озера стоит целый город из юрт. Юрт-кемп называется. Там целый спектр туристических услуг от ночевки в кемпинге до свадебных торжеств (предположительно). Мы спокойно поставили палатки на берегу озера, что никто не помешал нам сделать. Погода - ветреная, холодная, туманно-тучная. Солнца за все непродолжительное время пребывания на Сон-Кёле мы не застали.
Зато застали огромные просторы, на коих лошадей, коз, коров, и баранов во много раз больше, чем людей. А просторы тут просто огромные.
Утром зашли в одну юрту попросить свежего кобыльего молока. Нас угостили. По ощущениям - это было обычное молоко (коровье), которое разбавили арбузным соком (по цвету тоже более прозрачное). Я предположил, что кобыла перед дойкой неплохо так поела арбузных корок, что, естественно, сказалось и на молоке. Сразу пошли шутки, что так можно сделать и «молоко со вкусом банана», «молоко со вкусом дыни», «молоко со вкусом молока»… К сожалению, попробовать во второй раз кобыльего молока в Киргизии, для полноты картины, нам не удалось.
Дальше мы часа два шли по просторам, наблюдая за пасущимися стадами, скачущими табунами, в ожидании попутной машины. Зато неплохо рассмотрели окрестные пейзажи.
Машин очень мало, оно и понятно, глушь-то какая. Но всё же застопили ребят, которые ехали как раз на основную магистраль. По пути много раз заезжали в окрестные села, чтобы мама «забрала долг». Ехали очень весело, много общались, казалось бы, стандартная автостопная машина. Но то ли из-за того, что долг в нескольких местах ей не отдали и у нее испортилось настроение, то ли просто из-за черт характера, когда мы уже покидали их машину, она угрюмо-требовательно спросила - кто платить будет? Ее сын и его друг, очень уж виновато выглядели, видно было, что им неприятно, однако с мамой ничего поделать не могли, твердая женская рука. Дав 200 сом, выходим на трассу. С этого момента меняю тактику автостопа.
Надо немного рассказать про азиатский автостоп. В окрестностях Алматы и Бишкека автостоп в целом неплохой. Водители дорогих иномарок, которые решают вас подвести, чаще всего осведомлены об автостопе, бесплатно вас подвезут, и вы приятно пообщаетесь. Даже машины победнее тоже в большинстве случаев бесплатно вас подвезут. Если остановился водитель, который вас хочет подвести за деньги, он тоже еще ДО посадки в машину предложит вам заключить с ним договор о предоставлении транспортных услуг с изначально оговоренной стоимостью, что тоже лишает всяких неловкостей. Однако автостоп в южной, менее богатой части Киргизии немного отличается. Во-первых, дорогих машин тут намного меньше. Во-вторых, тут изначально считается, что за проезд надо заплатить, и желательно деньгами. И в этих краях процветает частный подвоз. Ощущение, что таксистов здесь больше, чем пассажиров. И это немного не с руки для приятного автостопа. Обычно во всех автостопнопроезженных мной стран я стопил практически все машины, независимо от года выпуска, и обращался к водителю примерно так: «Здравствуйте! В сторону Гонолулу подвезете?» и получал примерно такой ответ: «Конечно, дорогой путешественник, запрыгивай на моего коня, подвезу тебя, а по пути заедем к моей тёще, откушаешь яств диковинных!».
В Киргизии же, догадываясь про деньгопросную сущность, мне пришлось менять тактику. Вот наглядная эволюция приветствия:
- Добрый день! В сторону Бишкека подвезете?
- Добрый день! Мы едем автостопом. В сторону Бишкека подвезете? (Человек начинал долго думать, говорить, что он в Бишкек не едет, а «только» 100-200 км, потом сворачивает)
- Добрый день! Мы едем автостопом. В сторону Бишкека бесплатно подвезете?
В этот момент в водителе происходила перемена в лице, и с фразой «Как бесплатно?!» он давил на газ и исчезал в клубах пыли и загадочности. Ну либо не происходила, и тогда мы садились и ехали.
И чем более глухая дорога, тем больше на ней таксистов. Такого, как в Грузии или в Армении, когда каждая первая машина вас подвезет, еще и в дом зазовет, здесь, к сожалению, не встретишь.
Однако вернемся к нашему путешествию. Стоим мы на трассу в сторону г. Нарын. Стоплю я теперь только очень избирательно: только дорогие машины, никаких минивенов и жигулей. Минуты через две сам останавливается Hyundai минивен, и, поняв друг друга, едем в Нарын. В машине двое мужчин лето по 35, которые ехали в Нарын по работе, веселые и интересные, мы им рассказываем про наше путешествие, они нам - как они тоже ходили в молодости в Ала-Арчу. Сейчас ходить всё, мол, времени нет. Что же, каждый сам выбирает своё настоящее и своё будущее.
Приезжаем в Нарын уже под вечер. Потные и пыльные, решаем остановиться в той же гостинице, куда собираются ребята. Приезжаем - на вид старая советская гостиница. Внутри - разгром и затхлый воздух. Комната за 500 сом с человека настолько плоха, что мы решаем спать перед гостиницей в своей палатке, где намного приятнее.
Потом мы с ребятами попытались найти кафешку поужинать, однако повсюду были одни лишь рэстораны в стиле барокко и осыпающимися стенами, да сельские дискоклубы с орущей во все уши попсой, блестящими шарами на потолке, и такими «молодыми людьми» у входа, которые обязательно захотят позвонить с вашего телефона, стрельнуть сигарету или семки, или хотя бы примерить ваш пиджак.
Так и не найдя обычного кафе, и уже не особо голодные, ложимся спать.
Встав на следующее утро достаточно рано, стремимся поскорее покинуть город Нарын. Относительно быстро застопили машину и едем в сторону Казармана. Через 60 км нас высаживают на такой глухой трассе, что кажется, что тут кроме ослов да коров вряд ли кто ездит. И вообще, кому надо в Казарман? А в Ош все наверняка ездят в объезд по нормальной трассе, которая идет из Бишкека. Но «ворона птица сильная», и мы ждем. С нами даже от скуки приходит пообщаться гаишник. Желает нам счастливого пути и идет на свою позицию. Однако ждем недолго и уже через минут двадцать, в очередной раз объяснив, что такое автостоп, едем до Казармана. Дорога - пыльная гравийка, которая постепенно серпантинами забирается в гору до перевала 3300м (кажется).
За Казарманом - дорога такая же, но все же уже больше машин едет в Джалал-Абад, откуда уже нормальная трасса идет дальше в Ош. И тут мы встречаемся с апофеозом киргизского автостопа. 99% машин хотят подвезти вас за деньги, и не понимают, почему должны везти вас бесплатно. Мы даже сами начали сомневаться в правильности наших действий. Может, забить, и поехать за деньги? В Киргизии вера в автостоп в нас существенно пошатнулась. Однако все же останавливается машина и везет нас до базы связистов, которые из Джалал-Абада ведут интернет, через перевалы и горные серпантины. Невероятный труд! На базе нас встретил начальник, и мы оказались под влиянием их гостеприимства. Нас накормили, и мы приятно пообщались. Сказал, что утром будут ехать бензовозы, которые нас возьмут до Джалал-Абада.
Но нам хотелось ехать дальше. Машины ездят раз в полчаса, как правило, загруженные. Однако видим одну пустую. Стоплю. Водитель - мужик, открывает окно, рядом женщина.
- Здравствуйте! До Джалал-Абада подвезете бесплатно?
- Как бесплатно?! - кричит женщина. - А ну давай, быстрее окно закрывай, поехали! - интересная реакция, подумал я.
Решаем все-таки остаться на ночь в палатке и ждать бензовоза. Ни свет, ни заря, нас криком будит начальник, мол, смотри - бензовозы уезжают. Я успеваю натянуть штаны и бегу к дороге. Останавливаю - берут. 5 минут подождете? - давай. Так быстро палатку и рюкзак я еще никогда не собирал! В 5 минут уложились. И вот - 6 утра, приятная утренняя прохлада, и мы едем по горному серпантину в рассвет, с панорамными окнами. Ну прекрасно же!
И вот едем и думаем - хорошо, что вчера на такси решили не ехать. Во-первых, не познакомились бы со связистами, во-вторых, приехали бы в ночь в Джалал-Абад, и чтобы мы там делали в пыли и в бетонных джунглях. Правильно говорят умные люди - любая последовательность событий оканчивается хорошо для вас. Если события не очень хорошие в данный момент, значит последовательность еще не закончилась.
Джалал-Абад посещаем проездом - заходим в кафешку с вай-фаем, моемся в каком-то гостевом доме, и едем в Ош. На трассе знакомимся с американкой японского происхождения, которая едет одна на велосипеде из Китая в Турцию по шелковому пути. Приятно встречать таких людей! (Ее страница в
Facebook)
Доезжаем в Ош, и ночуем на горе Сулеймана, с которой открывается чудесный вид на весь Ош. Встречаем закат, едим дыню и ложимся спать.
Утром после некоторого хождения по городу, едем в сторону Таджикистана. Туда ведут 3 дороги. Первая ведет на Памирский тракт, в Горно-Бадахшанский автономный округ. Это очень красивая трасса, не самая простая, тут находится один из самых высокогорных автомобильных перевалов бывшего СССР - 4500м. За неимением достаточного количества времени на преодоления этой трассы, а также мифического пропуска в эту зону, эта дорога отпадает.
Вторая дорога - через Алайскую долину, мимо пика Ленина, ведет прямо в Душанбе. Но, к сожалению, этот переход работает только для киргизов и таджиков, иностранцев тут не пускают. Остается третья дорога - через городок Баткен, и дальше в Худжанд. Так и поедем. Киргизский автостоп, окончательно испортив нам настроение, побуждает нас поскорее покинуть эту страну.
Однако, дабы уравновесить все силы в себе, Вселенная делает нечто неожиданное. Первый водитель, который нам попадается после города Ноокат, веселит нас своим радостным настроением и позитивным взглядом на мир. Рассказывал, что у него в деревне-де, второй по высоте в мире водопад. «Анхель знаете? Ну так вот он второй по высоте! Клянусь! Его не знают, потому что он в глуши». Все уговаривал нас туда поехать, но зная, как каждый свое болото хвалит, к водопаду, всё же, не едем. Высадив нас в каком-то городишке и со словами «гость - он как баран, должен есть и слушаться», садит против нашей воли, но с улыбкой на лице и чувством выполненного долга, в маршрутку в следующий по трассе городок. Высаживая в этом городке на объездной, и так не поняв, как мы так путешествуем, отпускает нас с миром.
Очередная «взятка» вселенной: проходя мимо машин в сторону более удобной позиции, слышим сзади - do you need help? - Да можно по-русски - о, русские автостопщики, а давайте я вас подвезу!
Все-таки приятно, когда человек образованный (это я не про высшее образование), с ним и поговорить можно, и он осознает, что есть не только его мирок, в котором он живет, а еще огромный мир вокруг, вмещающий в себя миллионы разных, и порой непонятных вещей. В итоге этот мужчина, работавший переводчиком и в Турции, и в России, и еще неизвестно где, подвозит нас километров тридцать, угощает мороженным, и возвращается обратно, откуда нас забрал. Приятно!
Следующий «козырь» вселенной. Подвозят нас двое мужиков лет по 35, везут километров 70 и завозят к своей семье на ужин, приятно общаемся, и вывозят на трассу.
Снова стоим на трассе, с полными от арбуза и прочей еды желудками.
- Ребята, вам помощь нужна? - Да нет, тебе же не по пути, мы попутку поймаем, все нормально, спасибо! - Ну давайте я вам хоть чем-нибудь помогу! Я в России много раз был, мне помогали всегда, вот я и хочу вернуть добро. А давайте я вас подвезу тридцать километров!
Водитель -молодой парень, жену которому «назначили» родители, и которую он не любит. Мечтал стать программистом, но бытовуха завалила. «Надо деньги в семью зарабатывать, а учится некогда». Вначале, конечно, проникаешься сочувствием, но потом все же, понимаешь, что каждый сам выбирает свою жизнь. Значит ему так удобнее, не напрягаешься, живешь, как скажут. На мои указанные возможности обучаться по интернету, читать книжки (которых полно), всегда находилась отговорка. Жалко, что такой парень, с такими светлыми глазами и чистым взглядом, так и не нашел в себе силы жить так, как он, по его словам, хотел бы.
Следующая машина после короткого ожидания - внедорожник Сангйонг. Заглянув в машину и увидев там уже сидящих семь улыбающихся пацанов, вопросительным взглядом посмотрел на водителя. Поместитесь! Ок, садимся. Действительно поместились. Ребята с задних сидений периодически спрашивают водителя, единственного знающий русский, как по-русски будет то или иное выражение. Одним словом, едем весело.
Баткен оказался милым приграничным городком. Был вечер, и мы шли на выход из города, чтобы у реки и деревьев, как было указано на карте, поставить палатку. Однако увидев открытый двор некоего лесничего хозяйства с фотографиями гор, решили в первый раз в жизни использовать, так называемый, научный метод ночлега.
- Здравствуйте, мы туристы, можно у вас во дворе палатку поставить переночевать?
- Паспорта есть? Кто такие? Ну заходите, добро пожаловать!
А уже следующим утром мы ехали в таджикский Худжанд, приятно там проводили время в гостях у приятных людей, потом всего двумя машинами доехали до Душанбе, пару дней отдохнули, и уже со встреченной группой поехали в Фанские горы, где прошли очень красивый и интересный поход. Но это уже другая история.
Больше фото из Фанских гор
здесь Самые популярные вопросы в Киргизии:
- Сколько лет?
- Какая профессия?
- А это путешествие вам кто спонсирует?
- Что сейчас на Украине?
Выводы. Киргизия - красивая страна, здесь много интересных природных мест - горы, озера, леса, реки, каньоны. Также это страна, в которой вы вполне можете встретить аутентичный, настоящий быт азиатов, не похожий на привычный нам (это лучше искать в горах). Люди добрые и приятные, но некоторые нам запомнились и с обратной стороны. В целом Киргизия очень безопасная страна, и в этом ее несомненный плюс. Спасибо всем, кто дочитал до конца!:)