Feb 28, 2023 19:18
Во всех традициях есть практики помощи горюющим - практики траура. При всем разнообразии культур и конкретных обычаев в них есть общие элементы и принципы, тысячелетиями проверенные как способы помогать в работе горя.
Вот некоторые из них
1. Обычная жизнь должна остановиться. Все силы тела и психики должны быть освобождены от прочих забот и направлены на горевание. Поэтому все дела, как связанные с потерей (подготовка похорон, оформление документов, организация временного пристанища и пр.) обычно берут на себя соседи, друзья, дальние родственники. Также человек, переживающий потерю, освобождается от всех бытовых ежедневных обязанностей, от присмотра за детьми, обычной работы и пр. От нескольких дней до нескольких недель он занят только прощанием.
2. Человека не оставляют одного, кто-то всегда ненавязчиво находится рядом. При этом не нужно отвлекать, утешать или уговаривать - просто быть рядом, иногда подержать за руку, иногда обнять, иногда напомнить, что нужно попить и поесть. В некоторые моменты собираются вместе все люди, объединенные общей утратой, чтобы никто не остался с ней один на один - отсюда традиция приезжать на похороны даже издалека. В более мягком варианте это традиция проводов - когда перед долгой разлукой собираются вместе люди, которые дороги уезжающему.
3. Помощь в выражении эмоций - чтобы человек не "каменел" в горе, не отмораживал чувства. Это умели делать плакальщицы или ритуальные певцы, иногда оркестры - создавая мощный звуковой поток, они облегчают возможность разрыдаться, среди общего хора это не стыдно и не страшно даже для мужчины, который в других ситуациях привык "держать лицо".
4. Существуют ритуалы благодарности, воздавания чести и сохранения памяти.
Должно быть проговорено вслух, чем мы обязаны человеку или месту, за что ценим и любим, что будем помнить после прощания.
5. Есть длительный период, отведенный на работу горя - период траура, в течение которого человек живёт как будто немного не здесь - он иначе одевается, не участвует в праздниках, его берегут от лишних нагрузок, а в определенные дни он выполняет ритуалы, раз за разом возвращающие его к потере. Обычно траур длится полный годовой цикл, давая возможность научиться жить без дорогой потери во всех ситуациях.
Все это очень разумно и естественно. Они помогают окружению создать для горюющего безопасный "кокон", сберечь его силы, прожить горе глубоко и полностью, и возродиться для новой жизни.
Но мы живём в гедонистической культуре, где горе - это что-то плохое, нежелательное, без чего лучше бы обойтись. Поэтому в нашей реальности человека после потери сплошь и рядом стремятся "отвлечь и развлечь": загрузить делами, не упоминать при нем об утрате, предлагать те или иные способы заменить потерянное. Жизнь продолжается, больше позитива!
Другой способ - начать избегать горюющего, не писать, не звонить, не общаться - потому что неловко, не знаешь, что сказать, потому что в его присутствии тягостно.
Выглядит по разному, но по сути и то и другое - одно и то же послание горюющему: мы не хотим видеть твое горе, сделай вид, что его нет, не расстраивай нас.
Особенно от такого отношения страдают дети: взрослым тяжело видеть их горюющими, поэтому их начинают активно, и иногда очень назойливо "радовать".
Это будет нашей следующей темой: какие особенности имеет детское горе и какие ошибки часто совершают взрослые, желая помочь
психология,
традиции