Меня эта история задела сразу по двум причинам. Первая: я закончил универ по специальности рекламы и медиа. Нас учили делать агитки и объясняли как обойти барьеры недоверия у масс, в том числе у вас, дорогие читатели. Ну вот все эти колесики, побуждающие вас к действию. Рекламистом я так и не стал, не моё, но полученные знания очень пригождаются в театральной сфере. Ну и на агитки у меня чутье. К тому же теперь, в эпоху масс-медиа в день столько штампуется, агиток этих, что и черт с ними.
Вторая причина - в моей любви к военной истории и истории ВОВ в частности. Да и вообще, я считаю, что история страны в которой я живу - очень богата и в ней есть своя красота. Это еще Карамзин заметил, что для написания исторических пьес достаточно почитать собственные летописи.
Историю пишут и читают люди, поэтому обрастает она мифами, аки корабли ракушкой. Некоторые из них, такие как "Атака мертвых" или "Ильич изобрел лампочку" - безобидные, ничего плохого в приукрашивании легенд и курьезах нет.
Совсем иное дело - когда историческую память пытаются подправить. Привить новый взгляд на давно известные вещи. Забить штампами и навесить ярлыки. Делается это очень часто по глупости, в том числе по благоглупости. Но периодически этим начинают заниматься весьма умные люди, которые преследуют свои цели. Например, сформировать общественное мнение, чтобы объяснить налогоплательщикам почему они должны в мирное время и в отуствии явных внешних угроз раскошелиться на сомнительно полезные в домашнем хозяйстве танки и боеголовки. Или послать солдат "защищать интересы прогрессивного человечества" в какую-нибудь дикую страну.
Писать опровержения таких мифов - дело сложное и неблагодарное. Потому, что мифотворцы оперируют не фактами, а лепят вокруг них сочные и вкусные образы. Вот заспанные поляки, которых злобные чекисты вытаскивают из барака, чтобы расстрелять в затылок. Вот красноармейцы, идущие на убой с одной винтовкой на троих под дулом пулемета заградотряда. Вот Маннергейм, который красивым жестом отказывает самому Гитлеру в ударе по Ленинграду с севера, спасая город, в котором провел молодость. Вот несчастный немецкий бюргер, которого погнали на убой под Сталинград, а дома вечно осталась его ждать фрау и двое детей. Красиво. Кино можно снимать (и снимают).
А факты, цифры и документы - сухи. Да, они повествуют о настоящих людях и настоящих делах. О реальных, а не оперетточных злодеях, которые сидя в уютных кабинетах отдавали людоедские приказы а потом шли кормить белочек с руки. О простых людях, солдатах, перемолотых мельницей войны, которых действительно жалко. О героях. О предателях. О подонках и честных вояках. О поражениях и победах. Эти истории очень живые и настоящие. Но их нужно разглядеть за завесой сухих отчетов, достать из цифр, сводок, дневников.
У агиток есть еще одна очень трудная для возражений черта. Лучшие из них не говорят прямо. Подойди к человеку на улице и скажи, что его предки были свиньями. Он обидится, верно? Даже может в лицо дать. Но этого же человека можно подвести к такой мысли постепенно. Подать факты под определенным соусом, который изменит вкус, добавит сладости или привнесет горечь. Сформировать такое психологическое, эмоциональное поле. И вот человек уже презирает предков и из шкуры вон лезет, и готов бегать и доказывать что уж он-то не такой как они.
В истории с Колей многие его инстинктивно уловили и совершенно правильно. Иное дело, что начав искать причины, стали быстро передергивать факты и лепить ярлыки. На что получили классическое: ачотакова.
Кстати, именно в воздействии этого поля я и вижу причины такой взрывной остроты рядового, в общем-то события. Та же свистопляска с резолюцией ООН по борьбе с героизацией нацизма куда интересней и будет иметь большие последствия для мира, но ее не обсуждают в соцсетях. Впрочем, я отвлекся.
Сразу скажу: я считаю событие рядовой отчетной агиткой, предназначенной для немецких депутатов. Просто бахнуло неожиданно сильно и зловонно. Потому, что для чтения агитки привлекли русского школьника. А так бы и не заметили.
Вот
полный текст выступления. Читал полностью, не осуждаю. Считаю Колю не исчадием ада, а глупым хорошим мальчиком. Просто его использовали по назначению. Но с людьми это сплошь и рядом бывает. Особенно с хорошими мальчиками. Ну да поехали.
Проект
"Мне предложили поучаствовать в проекте". В проекте - это солидно, серьезно. И на выступлении Коля серьезен. Сразу видно - интеллигентный мальчик, современный, активный, читает, интересуется, в танчики и майнкрафт не играет, а ездит и исследует истории немецких солдат. Зачем именно немецких, когда есть куча немецких фондов, занимающихся этим, а по своим, русским, архивной работы непочатый край - вопрос открытый. Ну да ладно, захотелось ему поисследовать именно немецких, его право. Чем же закончилось его исследование? А ему немецкий фонд хоба и дал почитать готовые материалы. "в сотрудничестве с Народным союзом Германии по уходу за военными захоронениями, я узнал и подробно изучил биографию Йоханна Рау". Биография уже была опубликована в марте, а Коле ее дали добрые немецкие дяди.
Итак, "проект" исследованиями не пахнет, все уже исследовано, переведено в удобный формат и вручено. Тогда в чем смысл участия Коли? Да конечно же в том, чтобы выступить в Бундестаге. Ачотакова? А то, что для зачитывания готовых материалов русский мальчик вообще-то не нужен, достаточно своих немецких. Но привезли аж из Сибири русского. Хорошо придумано - и бюджет "проекта" освоен и вот реальный мальчик стоит. Не немецкий киндер Ганс говорит, а русский школьник Коля: я исследовал, я ездил. Опять солидно!
Колю работа над "проектом" расстроила. "Это чрезвычайно огорчило меня, поскольку я увидел могилы невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны, о которых мне рассказывал мой прадедушка - участник войны, который был командиром стрелковой роты." Опять же, не абы кто говорит, а живой свидетель. Вот, могилы, а вот правнук, которому прадедушка все рассказал лично. А главное: биография помершего Йоханна совпадает с рассказами выжившего деда. Снова солидно!
Невинные немцы
По поводу фраз "я увидел могилы невинно погибших людей" и их "невероятных трудностей" - много копий сломано, полемику легко найти в сети. Скажу только, что слава и честь и вечная память тем, кто им эти трудности устроил. И отмечу, что такие вот фразы и важны - потому, что задают тот самый эмоциональный фон.
Но на войне нет невинных. Даже если в переднем ряду дерутся черти-эсэсовцы, фанатики нацизма, а мирные Йоханны несут службу в тылу и совсем не касаются оружия. Беда в том, что эти вот эсэсовцы не существуют сами по себе. Машинист Йоханн привозит их в чужую страну. Интендант Йоханн выдает им ружья, чтобы они убивали как можно больше русских. Повар Йоханн готовит им еду, чтобы они могли подкрепившись идти сжигать очередную деревню. Сапожник Йоханн латает сапоги, чтобы эсэсовцам удобно было ходить. Разумеется, он не стал бы сапогами давить детей, но сапоги он делает годные и снабжает ими тех, кто давит. А если эсэсовца подстрелят, то доктор Йоханн заштопает дырки, чтобы тот мог снова грабить, унижать и насиловать советских людей. Ачотакова. Тем более военное время же, приказ, обстоятельства. Вот и ПВОшник Йоханн Рау отгонял советские самолеты, чтобы эсэсовцам не прилетело с воздуха и не оторвало башку. А еще чтобы юнкерсы без помех могли бомбить город и паромные переправы с эвакуируемым населением и госпиталями.
Мы не знаем, делал ли он это на совесть. Но по большому счету это как раз совершенно неважно. Попробую объяснить. Если автомобилист сбил пешехода насмерть - он виноват и его судят. Заметим, что пешеход мог быть пьян, мог быть неправ - но водитель виноват, потому, что в его управлении автомобиль, а значит, и ответственность на нем. Ему могут смягчить наказание, могут усугубить, могут даже отпустить, но он виноват в гибели человека и подвержен суду. В оценке войны действуют те же правила. Не важно, что делал Йоханн - он был в составе армии, которая пришла захватывать и уничтожать, он носил ее форму, ее готт мит унц на пряжке ремня и свастику на башке, и поэтому несет ответственность за то, что творили немцы на нашей земле.
На каждые 5 тысяч солдат в Сталинграде было 10 тысяч таких вот Йоханнов. И они виноваты, страшно виноваты перед нами и нашей страной.
Иное дело что нам эта вина может быть до лампочки (мне вот например). Да и не в культуре нашей оценивать и конвертировать чью-то вину в марки и евро. Тем более, все контрибуции взяты, Калининград теперь русский город, а Ленинград и Сталинград, Киев и Минск отстроены. Проще махнуть рукой побежденному: ступай себе с Богом уже, надоел.
Впрочем, немецких солдат вполне можно и пожалеть. У нас, слава Богу, для этого есть возможность, основанная на малозаметном, но очень существенном факте - мы выжили. Потому, что наши жизни и достоинство наши деды и бабки отстояли с оружием в руках. Правда, для этого им пришлось ввергнуть всех этих мирных Йоханнов в пучину страданий.
Жертвы Сталинграда
"Георг был одним из 250 000 немецких солдат, которые были окружены советской армией в так называемом «Сталинградском котле». После прекращения боев он попал в лагерь для военнопленных под Сталинградом. Только 6 000 из этих военнопленных вернулись с войны... в лагере для военнопленных в Бекетовке.". Тут прекрасно всё. Киношная картина маслом: вот 250 000 окружили. Вот лагерь военнопленных. А вот 6000 вернулись. И на примере Йоханна ясно объясняется почему: солдат умер в плену от тяжелых условий. Это уже не просто драма, это людоедство. Неизвестные нелюди взяли и сгноили четверть миллиона несчастных. Йоханн хотел мирно жить, но сначала его послали воевать, не спросив, а потом ни за что уморили голодом и холодом советские нквдшники за колючей проволокой.
Настоящая история прозаичнее, но куда драматичней и страшней. Ужас ее не в том, что людей убивали почем зря какие-то смутные кровавые упыри, а в том, что люди слушались людоедских приказов и медленно убивали себя во имя ложных идей.
Немцев окружили в конце ноября 1942 года. Через неделю после образования котла им урезали паек до 300 граммов хлеба и 120 мяса. Больше, чем в Ленинграде за год до того, но все же явно недостаточно для пропитания человека зимой. Немцы стали недоедать. Дальше пайки только урезались. И так они сидели два месяца в разрушенном городе. Кому-то повезло быть сильнее, охранять склад или дорваться до перебрасываемых по воздуху контейнеров, но их было мало.
Гитлер запретил им сдаваться, пообещал вызволить и они держались сначала за это. Потом их удерживал от сдачи в плен страх расправы. Многие были в курсе судьбы советских военнопленных, а другие верили пропаганде про большевиков-людоедов. Да и на войне всякое бывало.
Поэтому немцы последовательно отклоняли предложения о капитуляции. Но голод не тетка: немцы начали слабеть и умирать. К моменту сдачи, началу февраля, их оставалось 90 тысяч (население небольшого города) больных и крайне истощенных людей.
Среди них и был наш Йоханн Рау. Он голодал в степи, отстреливаясь от настырных русских. А последние пару недель так и вообще ничего не ел кроме снега. Потому, что ему так приказал его фюрер. А Йоханн, как мы помним, слушался приказов, даже если не хотел.
А дальше было действительно страшно, хоть и не совсем так, как в выступление Коли. Советские войска не ожидали получить столько пленных немцев. Прифронтовые лагеря не вмещали население целого города, а быстро вывезти немцев не позволяла война: шло наступление, эшелоны были заняты войсками, техникой, боеприпасами и продовольствием для изгоняющей врага армии. Немцев начали немедленно разводить из города этапировать в лагеря. Для начала к железной дороге. До перевалочных пунктов идти было не так уж далеко, но верность приказам фюрера свое сделала: тысячи людей теряли остатки сил и падали в снег, замерзая насмерть.
После солдаты фюрера продолжали умирать и в лагерях. Это здоровому человеку обычная простуда - три дня насморка. Для ослабленного дистрофика - встреча со смертью лицом к лицу. В лагерях паек был поднят до "лагерных" 750 г хлеба, больных лечили. Но больны к этому моменту были все. Да и не только хлеб нужен человеку, а мясо, овощи. Их в нужных количествах не было. Люди продолжали умирать от дистрофии, как умирали ленинградцы весной и летом 42го, когда снабжение наладилось. 17 марта умер и Йоханн...
Эта реальность не менее трагична и драматична, чем описанная Колей, по ней вполне можно снимать фильмы. И даже, считаю, нужно. Чтобы помнили и не повторяли. Но что-то не снимают. Перекошенные рожи нквдшников снимают, расстрелы в затылок снимают, а вот это вот всё - нет. Не интересны реальные причины смерти Йоханна Рау заказчикам кино.
Впрочем, есть хорошие книги и документалки. Со взглядом с обеих сторон. С живыми людьми, а не картонными несчастными немцами, замученными в злодейских советских лагерях. Из них мы узнаем, что немцы, например, чудовищным напряжением усилий эвакуировали 40 000 человек из котла. О том, что 6 000 - это те, кто вернулся только в ФРГ, а еще есть ГДР. Но это все уже вторично.
Мир без войны
"Отто фон Бисмарк сказал: «Всякий, кто заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну». Я искренне надеюсь, что на всей Земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн»." И снова красота. Пусть это сказал тот самый Бисмарк, который развязал несколько войн и угробил кучу народа. Сам он, очевидно, всякий раз хорошо думал. А потом тяжко вздыхал и развязывал очередную войну.
Жаль только, что не сказано было о настоящем уроке истории Сталинграда.
О том, что нужно ясно выбирать сторону и держаться правды.
О том, что не нужно поддерживать ложные идеи и вранье политиков, чьи амбиции неизбежно заканчиваются тысячами бессмысленных смертей.
А чтобы разбираться что к чему нужно много, очень много учиться, думать, читать, действовать.
Вот об этом надо было бы сказать Коле немецким депутатам. Но он не сказал. Потому, что зачитывал текст о (не)своем "проекте", который ему подготовили и вручили немцы.
В следующий раз, Коленька, писал бы ты и думал сам. Без помощи взрослых дяденек. Глядишь, может, что путное еще и выйдет.
У меня всё.
А для вас, дорогие мои - великолепная документалка.
Click to view