Вообще-то, заголовок провокационный и развивать национальное производство необходимо. Но, тут есть серьезные нюансы, которые нужно понимать, чтобы не просто развивать производство, но делать это правильно.
У нас стало очень модно сетовать, что наша экономика зависит от импорта и мол «сами не можем». И Йотафон у нас из китайских деталей, и Суперджет с иностранными двигателями, и Автоваз ставит на свои машины японские коробки передач...
Российская общественность вообще любит ныть, ищет любой повод для самобичевания. Это такой национальный садомазохистский синдром, который нужно лечить. Но, об этом как-нить потом, а сейчас поясню, почему нытики по экономической тематике глубоко заблуждаются.
Как работает международная экономическая кооперация на примере IT-технологий.
Пример специально из области, интуитивно понятной большинству продвинутых пользователей Интернета. Но, он объясняет общие механизмы для всех отраслей экономики.
Итак, представим себе, что у нашей страны вдруг пропала возможность использовать общеупотребимые на компьютерном рынке продукты: операционные системы, среды для разработки ПО, офисные приложения, приложения для работы с базами данных и т.д. и т.п.
Программистов у нас много, они хорошие. Сможем создать собственный пакет всех этих продуктов? Конечно сможем. Но, эта работа будет стоить сопоставимо со стоимостью, потраченной на аналогичные разработки за границей. А рынок, на котором продукты будут использоваться, в десятки раз меньше, чем внешний рынок. Следовательно, производительность труда наших разработчиков будет в десятки раз меньше. То есть, такой проект экономически неэффективен.
Кроме того, заграница это не только рынок сбыта, но и собственно разработчики, которых тоже в десятки раз больше чем у нас по той простой причине, что население земного шара большое. Следовательно, даже если продукт производит американская, к примеру, корпорация, но она подключает к работе тысячи программистов во многих странах мира, в качестве субподрядчиков. И по-факту создает продукт коллективного (международного) творчества, причем гораздо более массивный и продвинутый потому, что над ним работали в разы больше специалистов.
Какой вывод можно сделать? Вне международной кооперации жить можно, при острой необходимости, но почти любой продукт будет получаться хуже и дороже.
И это не зависит от компетенции исполнителей. Если у вас меньше население, то вы обязательно проиграете в экономическом соревновании. Потому, что меньше население - это меньше специалистов, участвующих в разработке новых технологий и меньше рынок сбыта, по которому вы «размазываете» затраты на разработку.
Конечно, в производстве программного обеспечения есть одна отличительная особенность: в ней нет собственного производства, а есть только разработка. Продукт этой отрасли можно почти бесплатно клонировать в любых количествах и продавать. В отличии от традиционной индустрии, где основные затраты связаны с серийным производством как таковым. То есть, если вы один раз разработали продукт и потом очень долго - десятилетия - его производите, то вроде бы на большом и малом рынке затраты на единицу продукта будут почти одинаковы. Однако и тут у маленького рынка проблема: он не может позволить часто модернизировать серийный продукт потому, что тогда затраты на разработку в единице продукции снова возрастут. Значит продукт на малом рынке опять получится хуже чем на большом - он будет реже модернизироваться. К этому прибавляются еще и отставание в собственно серийном производстве. Ведь производственное оборудование - это такой же продукт, который нужно модернизировать. А чем меньше рынок, тем меньше возможностей это делать, как показано выше.
Кстати, по этой причине СССР проиграл экономическую войну с Западом, ибо не мог выиграть по причине маленького, относительно Запада и его сателлитов, населения.
Но, это тема для отдельного поста.
Итак, к чему мы пришли: существует единственная возможность эффективно вести экономическую деятельность - совместная с другими странами и существует неэффективная альтернатива в виде изоляции, но это только от безысходности, когда нет другого выбора.
Возникает вопрос: как на выгодных для себя условиях страна может войти в глобальную экономику? Тут все просто, всего два сценария:
страну приглашают в глобальную экономику капитаны этой экономики. Как было с «Азиатскими тиграми», например.
Страна создает множество совместных предприятий с иностранными компаниями.
Очевидно, что первый сценарий России не подходит - никто не пригласит, а второй сценарий более-менее успешно реализуется. Особенно государственными компаниями и госкорпорациями, которые заточены на сотрудничество с иностранными партнерами. Это их главная стратегия.
Как видим, российское государство опять оказалось умнее критикующих его нытиков.