mad world

Jul 13, 2012 01:41

Наконец смотрю Mad Men и снова вспоминаю эту тему - что реклама ничего не создает и как вообще ей можно заниматься. И хотя это говорят только те, кто ей всерьез никогда и не занимался, то есть можно было не отвлекаться на этот шум, я всегда с ними спорил.

Не знаю, насколько много людей могут поблагодарить жизнь за свою офисную работу. Может быть, в итоге все оглядываются назад с тем же чувством?

На самом деле, я не так долго работал в офисах, примерно 8 лет - со второго курса до 2005 года. А понял, насколько мне повезло, только еще через год, наверное, когда уже развивал собственное агентство.

Первые офисы можно не считать. И Студию Лебедева (1999-2001), как ни странно - тоже, хотя в ней был заложен фундамент. Я еще не понимал, зачем я работаю, мне просто хотелось получить одобрение Темы, Дениса и других коллег - мой мир еще ограничивался офисом, я работал внутри стен, не чувствуя влияние на окружающую среду, хотя совершенно очевидно на нее влиял, выполняя заказы крупных клиентов студии. Но, как сейчас понимаю, работал я намного хуже, чем мог, если бы знал, что и зачем делаю. Неизвестно, кстати, была ли это моя личная проблема взросления или ошибка управления в студии.

Потом была еще пара офисов, Defa Kreativburo и возвращение в офлайн-подразделение к Лебедеву, в обоих случаях я уже не чувствовал конкуренции внутри или не слишком ценил одобрение соседей, а внешний мир продолжал не замечать, так что просто ходил туда посидеть. Осознания смысла работы и ценности каждой минуты жизни у меня еще не было.

Впервые я понял, что являюсь частью мира, когда прихожу в офис - в Media Arts. Это была моя первая работа в качестве копирайтера в большом агентстве, точнее, в его подразделении, которым руководил Павел Полянцев. Он очень хорошо понимал, кого берет на работу, поэтому сразу взялся за мое обучение. К тому времени он уже был опытным креативным директором, и хотя в будущем я встречал более экстремальные и неожиданные варианты работы над проектами, которые давали более мощные результаты, его подход мне кажется идеальным для начинающих.

Паша - лучший учитель. Я очень хорошо помню как он выходил курить и звал меня с собой - почитать, что я там написал для клиентов. Хорошо помню, потому что он очень четко объяснял мне, зачем я все это делаю для каждого из них. Он учил меня понимать людей: и клиентов с их продуктами, и аудиторию с ее желаниями. Ко всем нужен был свой подход и очень много внимания, чтобы понять каждую сторону.

Я внезапно понял, что креативный бриф - это не просто анкета и формальный этап, а способ найти общий язык с человеком, которого ты видишь впервые. Бывают хорошие брифы, бывают плохие. Через несколько лет, когда я придумывал вопросы для креативного брифа своего агентства, я уже знал, зачем ставлю там каждую букву.

Клиенту нужно побыстрее объяснить нам, что у него за товар или услуга, для кого он это все придумал, а нам нужно побыстрее понять, чем живет его аудитория, которой не хватает его товара или услуги, и как ее в этом убедить. Побыстрее, потому что время = деньги, поэтому все должны работать максимально эффективно, нужно все время стараться исключить лишние движения, и действовать безошибочно. Как же все это помогло мне в жизни.

В Media Arts я познакомился и с Андреем Мальцевым, арт-директором, с которым мы еще потом долго работали в паре в нескольких агентствах. Он был моим следующим учителем и заодно мотивировал на активную деятельность, потому что всегда быстрее придумывал первые идеи.

В рекламе много математики, есть переменные - продукт, его уникальные свойства и отличия от конкурентов, аудитория, ее стиль жизни и желания... И так далее. Заполнив все поля, довольно легко найти решение, а потом вписать его в драматичную форму.

Занимаясь этим ежедневно, я все лучше понимал каждого человека, которого встречал в жизни, в том числе за пределами офисов. У каждого из нас есть потребности, у кого-то пирамида, у кого-то каша, но все это можно разглядеть, если быть внимательным. А я привык быть внимательным из-за своей офисной работы. И постепенно начал понимать, как мне с ней повезло.

Все это усилилось еще в десятки раз, когда в 2005 году я вышел из последнего офиса, снял квартиру в доме напротив и вместе с Илюхой и Надей открыл в ней свое агентство. Когда рухнули все подпорки в виде менеджеров и отделов, защищавших меня на различных этапах общения с клиентами, я наслаждался полной ответственностью, потому что наконец смог выстраивать отношения с клиентами в мельчайших деталях, а они платили нам деньги за это представление.

Я начал любить переговоры, потому что это была вершина математически-психологического сценария. Главное шоу!

В общем, я уже пишу это все и думаю, что наверняка у всех есть такая же история про свои офисы (и буду рад ее прочитать). Но я точно благодарен жизни за то, что 10 лет занимался рекламой. Без этого я бы никогда не смог даже начать понимать жизнь и людей вокруг.
Previous post Next post
Up