*русский не правлю, пусть будет как есть, переписка ни на что не претендует, кроме ликбеза для меня*
brokilon.;
Оль, у меня сейчас будет странный вопрос, но я углубилась и мне надо знать позицию высшей школы. В школьные годы, конкретно в 10-11, при рассказе о Цветаевой/Ахматовой делался упор на то, что жизнь второй была более трагична. Что и муж умер, и сын сидел, и запрещена была и т.д. А у Цветаевой, складывалось ощущение, что все об блажи - любовники/любовницы возвращения/приезды в СССР.
Меня интересует, это действительно позиция высшей школы, что фигура Ахматовой трагичнее, либо это перегиб на месте? Если тебя не затруднит, можно развернуто.
Понимаешь, в чем дело, я ведь даже не помнила биографию Цветаевой, только Ахматовой, причем с пометками "страдания, боль, ссылка, сын, муж, сильная женщина, смерть". Может быть действительно, это именно выбор учителя сконцентрироваться на одной из них? У меня даже фраза в голове крутилась, когда я залезла в википедию, что-то вроде "и из этого мы можем сделать вывод, что судьба Ахматовой трагичнее".
Ольга:
Жизнь медом в то время вообще мало у кого была. Ничего позитивного в том, что одна дама, которая Ахматова, пережила большую часть своих друзей, потеряла мужа, навсегда (если не ошибаюсь) рассорилась с сыном, голодала в Ленинграде, была эвакуирована, сама жила фиг знает на что, перебиваясь случайными заработками, потому что не печатали, в то время как какой-нибудь Шолохов на "Чайке" на работу ездил, найти нельзя. В то же самое время невозможно говорить о том, что Цветаевой свезло больше с ее трудностями в личной жизни, смертью сына, попытками уехать и болью по родине, возвращением персоной нон грата, шлянием по каким-то Елабугам и самоубийством. Короче, хорошо не было никому. Но тут важно разнести немного два пласта.
1. Ахматова страдала преимущественно по внешним причинам. Она вообще была достаточно нейтральный человек, местами ханжа. У нее практически нет моментов биографии, которые можно счесть предосудительными. Она довольно сильная женщина, твердая духом, вывезла всю боль на своих плечах и т.д.. Даже ее роман с художником настолько сдержанный и классический, что просто "зашел художник к вдове на огонек, переночевал и пошел дальше с миром". А потому ее образ (кстати, я полагаю, Гамлет, но с сильной волей) трагичнее выглядит - страдала баба сильно, но ни за что.
Цветаева же изначально жизнь вела веселую и разгульную. Она была фриком по жизни и с этим же девизом померла. С вероятностью до 90% - Гексли. У нее было гораздо больше шансов самой загреметь в лагеря, у нее было больше возможностей кому-то перейти дорогу, потому что она везде шурудела и лезла. Ее романы двусмысленны, ее поведение двусмысленно, она, при всех житейских трудностях, была гораздо более живой и активной, чем Ахматова - но и сломалась относительно проще.
В общем, если говорить о жизни, более серьезная фигура выглядит более трагической, впрочем, Гамлу не привыкать.
А теперь то, что реально интересует школу не высшую, а обычно-среднюю. Собственно, поэзия.
И вот тут порылась собака. Поэзия Ахматовой гораздо ближе к классической традиции. Она принципиально более минорная. Она наполнена трагедиями и переживаниями. Ахматовская любовь выворачивает душу и суставы. У нее есть, безусловно, и вещи о легкой влюбленности, но учителю было важно показать, что Ахматова была первой по величине и значимости женщиной-поэтом, потому что от "ляляля, цветочки, ляляля, в садочке" вышла на принципиально другой уровень. У нее ранняя любовная лирика вроде "Сжала руки под темной вуалью" - это же пьеса в 12 строчках. А "Реквием" - это просто сразу фильм. Я с работы не могу прикрепить документы, но при случае покажу тебе свою презентацию к "Реквиему" - это действительно жестко и трагично.
На этом фоне Цветаева, опять же, фрик. Она ближе к Маяковскому, чем к Тургеневу и Бунину. Я ее и обожаю за то, что у нее даже толкового образа смерти как ужаса нет.
Не думай, что здесь могила,
Что я появлюсь, грозя -
Я слишком сама любила
Смеяться, когда нельзя.
Когда узнаешь, что у нее был муж, дети, проблемы - вообще не накладывается. Когда понимаешь, что она посвятила поэму столу не потому, что "О, стол, ептыть, можно поэму запилить!", а потому, что усилием воли принудительно заставляла себя каждый день садиться и писать в смысле "работать" - тоже не накладывается. Жизнь Гексли выглядит всегда более легкой, чем она есть, потому что большая часть переживаний не вынимается наружу. А если вынимается - то у истерички опять ПМС, что взять.
Поэзия Цветаевой более авангардная, сложная по форме, по ритму, но более легкая по идейности. Ее любят юные неформалки, потому что она вся такая же изломанная, вычурная - жаль, переводятся стихи хреново, тексты бы Гаге подошли 100%.
В школе, если рассказывать все просто как есть, в фактах, дети с вероятностью уснут. Долго. Кроме того, симпатии девочек будут на стороне Цветаевой с вероятностью до 99%. А учителю важно выдать материал и показать, что Ахматова-то вообще говоря покруче. И как человек, и как поэт. Поэтому образ Ахматовой часто педалируется и подраздувается, а Цветаева уходит на тормозах. Но в результате эффект обычно достигается средний: Ахматову дети часто просто не могут понять. Это надо иметь опыт потери, чтобы ее читать хотя бы без тошноты и уныния. А Цветаева заходит влет, ее любят, учат, она прикольная. Но про Ахматову больше известно, а Цветаева - ну, писала, порхала, летала... и самоубилась почему-то.
Я давала лекцию студентам в сопоставлении в датах - что у одной было, что у другой было. Жесткач везде. Если говорить о значении во времени - обе умницы. Если о судьбе во времени - обе страдалицы. Мерять, у кого больше, у кого меньше, я считаю попросту ненужным. Одна все же дожила до международной премии, до ее вручения в Италии и умерла в своей постели, а другую переписывают себе в тетрадки 12-летние девочки и пишут ее строчки в первых любовных записках, но в молебнах самоубийцу не помянут. Их подают вместе ровно потому, что они были самыми яркими и значимыми поэтами женского пола того времени. Но кроме того, что обе любили Блока и написали ему стиши - ничего у них нет настолько общего, чтоб валить в кучу и смотреть, где круче. Поэтому в завершении моей тирады - два стиша.
Я пришла к поэту в гости.
Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.
И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом...
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!
У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен;
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.
Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы.
я твое - птица в руке,
Имя твое - льдинка на языке,
Одно единственное движенье губ,
Имя твое - пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту,
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В легком щелканье ночных копыт
Громкое имя твое гремит.
И назовет его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твое - ах, нельзя! -
Имя твое - поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век,
Имя твое - поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток…
С именем твоим - сон глубок.
кривовато скопировала, но, полагаю, ты это и со школы помнишь.))
И вот так с ними всегда: поставишь рядом - такие похожие, что почти одинаковые. Посмотришь чуть глубже - пропасть разницы. Но школа педалирует Ахматову и будет педалировать, потому что а) она ближе взрослым дамам, т.е. учителям; б) она более художественно совершенна и классична.
brokilon.;
А почему она художественно совершеннее? Только из-за близости к классике? На счет того, что Цветаева идет в школе проще, я такого не помню, у нас вообще никто стихи не воспринимал, в том плане, чтобы от этого получать удовольствие эстетическое, смакование слов, смысла..Ну вот, хоть убей, не помню. Например, себя я тупо заставляла, ну, и, да, мне больше нравилась Ахматова, в ней чувствовалось, не знаю, что-то настоящее что ли.
На счет своей постели - тут вопрос, что ты имеешь в виду под "своей постелью", она же вроде в санатории умерла??? Нет?
Я просто вчера неожиданно обнаружила, что Цветаева покончила с собой, ну, и понеслось...Это как-то мимо меня прошло. Самое забавное, что сейчас мне Цветаева ближе. Может просто внутри уже столько своей разной боли, что страдания Ахматовой в меня уже не вмещаются.
Кстати, Елабуга хорошее место, в целом. Очень красивое, река, высокие берега, леса... И там прекрасный музей Шишкина. По крайней мере мне она такой запомнилась.
Ольга:
Не только из-за близости к классическому стиху. Я не вполне умею объяснить меру художественности, но как бы глубже у нее работы, совершеннее, в строгую форму труднее пихать мысли... в общем, это большой труд и его стоит уважать. У Цветаевой все же больше вдохновения и авторских знаков-ударений-переносов. Это отдельное искусство, но оно чутка попроще, чем у Ахматовой.
Скажем так: я была ребенком впечатлительным, но тожд мне нравился больше. Люблю позитивных людей, даже если они собираются помирать на заре.
Про свою постель я имею в виду ровно то, что это не было самоубийство, убийство или внезапная смерть в подворотне.
После диплома по Ахматовой я начала ее дико уважать и даже местами любить, но Цветаева моя радость, надежда и опора до сих пор.
brokilon:
А у тебя там с дипломом была эпопея? Ты по ней писать не хотела? Кстати, можно я это в ЖЖ опубликую? не хочу терять.
Ольга:
Я, когда брала диплом, я реально Цветаеву и Ахматову не дифференцировала. Они были женщины, которые стихи и про любовь. А когда я вникла, на что подписалась, у меня, жизнелюбивого Гексли, случился кризис жанра. Читать Ахматову про любовь и под настроение - отлично. Читать ее сплошь про все подряд весь сборник - это такой объем тоски-печали-грусти-пафоса, что я бегала по потолку и орала "так жить нельзя, нельзя столько думать о плохом, страшном, вон пессимизм из моей головы!!!"
Но потом кошечка смирилась и написала все, как нужно.
Можно и опубликовать, я не против, но, если не сложно, с пометкой, что моя часть диалога - это ИМХО, а не результат исследования. Я не спорю, что ахматоведы и цветаеведы могут быть возмущены и даже сильно. Но я так воспринимаю этих двух дам, это в голове и ощущениях осталось от школы и вуза.
brokilon:
Ок, два ИМХО встретились