Семиотика играет важную роль в нашей жизни. Это помогает нам понять, как смысл создается и передается через язык, изображения, жесты и другие формы выражения. Семиотика важна в таких областях, как лингвистика, коммуникация, литература, искусство и маркетинг.
Это позволяет нам анализировать и интерпретировать сообщения и символы, которые нас окружают, что приводит к более глубокому пониманию культуры, общества и человеческого поведения.
Каковы основные теории семиотики
Каковы основные теории семиотики и в чем они согласуются и различаются?
Я бы несколько перефразировал вопрос, чтобы описать разные школы.
Что объединяет эти школы в семиотическом предприятии, так это точка зрения, которая рассматривает все явления как знаки, уровни значений или системы отношений, которые можно интерпретировать как несущие смысл для отдельно взятого наблюдателя.
И я не согласен со словом «теория», поскольку точная теория делает предсказания.
Она проверяется или фальсифицируется и претерпевает парадигматическую эволюцию.
- А что произошло с семиотикой?
- С ней произошло скорее нарастание сосуществующих сейчас школ, которые используют различные фрагменты теории и концептуальные инструменты. Они используют различную терминологию и эвристику, чтобы разобраться и объяснить, как конструируется значение и с какими результатами.
И тут возникает это сбивающий с толку аспект семиотики. То есть, сбивающий с толку постороннего, неподготовленного.
Возьмем для примера несколько отраслей, например, антропологии:
- структурная антропология,
- материальная антропология.
- и т. д.
Они разделены по областям исследования. И это хорошо, это вносит ясность.
У них множество предметов и областей, но они могут часто прийти к схожим выводам хотя и сосредотачиваются на разных аспектах изучаемого материала. И даже используют разные методы.
Конечно, одним из способов определения антропологии является то, что каждая школа антропологии принимает за основную единицу значения.
Какова единица значения в антропологии?
- Для пирсовцев это знак,
- для греймассианцев - текст,
- для последователей Эко - кодекс,
- а для Лотмана - это культура.
- В общем, некоторое упрощение, но в целом всё так.
Ну и вот, в семиотике тоже есть школы, и они отличаются, но есть и сходства.
Школы семиотики.
Она помогает нам задуматься о произвольности лингвистических означающих и означаемых корреляций. А также о культуре с точки зрения языковых структур, языка и словосочетания, а также помогает нам повысить чувствительность к парадигматическим и синтагматическим цепочкам.
- Школа Романа Джейкобсона.
Он, конечно, раскритиковал модель Соссюра. За то, что она не учитывает так называемые мотивированные знаки в языке. Например, звукоподражания.
И эти знаки, кстати, действительно имитируют то, как они звучат. Например, gitaigo по-японски.
Она в основном занималась выяснением основ идеологии, в частности, буржуазной идеологии. И выяснением того, как семиология естественным образом проявлялась во французском обществе 1960-х годов.
Каковы же фундаментальные идеи Барта?
Фундаментальными идеями Барта являются
- коннотация,
- денотация (поскольку он чувствовал, что означающее содержало больше скрытого значения, чем предполагал Соссюр),
- мифология и
- язык/пароль. (Взято у Соссюра)
Денотация интересовала Барта, поскольку он чувствовал, что означающее содержало больше скрытого значения, чем предполагал Соссюр.
А ещё Барт рассматривал структурные системы, используя парадигму и синтагму. Например, еду и системы моды.
Считается, что Барт преодолел разрыв между структуралистами и постструктуралистами.
- Ну, есть ещё Бодрийяр, его тоже иногда также называют изучающими семиотику.
Хотя постструктуралистский проект означал, что децентрализация субъективности и разрыв со структурами противопоставляли их тем строителям систем, которые им предшествовали.
Это слишком обширная тема, чтобы её здесь обсуждать среди прочих. Она больше фокусируется на процессе семиозиса и деталях типологий знаков.
О ней мы поговорим в дальнейшем.