МЕСТЕЧКО ОЛИТА В ЖИЗНИ М.В. ДОБУЖИНСКОГО II.
М.В. Добужинский. Обложка альбома. 1901 - 1902 гг. Олита - Петербург. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
В Олите Мстислав Валерианович писал не только пейзажи! Его увлечение копированием великих и здесь нашло свое выражение!
М.В. Добужинский. Копия с Ботичели. Ок..1899 г. Рис. кар. 14,3 х 20. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №75
Прежде чем вернуться вновь к рисункам М.В. Добужинского, я сначала напомню читателю, что самое плодотворное в творчестве художника время связанное с пребыванием в Олите, происходило в период его обучения в европейских школах Холлоши и Ашбе[3]. Мстислав посылал отцу в Олиту свои рисунки и радовал его одобрительными отзывами о них Ашбе или Холлоши. Вот один из примеров такого письма:
«<...>Прошлую неделю бился над одной головой, три раза принимался, был трудный поворот и непривычный ракурс. Иногда у меня опускаются руки, не могу одолеть по малограмотности своей. Скверно действует также неудачное соседство, если же видишь рядом хороший рисунок - учишься и дело идет лучше. <...>
М.В. Добужинский. Вверху брат Игорь. Олита. 1901 г. Каранд. 12,5 х 19,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
Ты, вероятно, уже получил мои рисунки. Они, как видишь, разных месяцев. Толстая старушка сделана в общем, как каменная, но Ашбе хвалил ее за конструкцию. Последняя старуха пестрит немного.[4]»
Мы еще увидим эти головы (не хочу забегать вперед), или как их тогда называли «анатомические препараты», когда повествование пойдет об учебе у Холлоши и Ашбе.
М.В. Добужинский. Шарж на брата Игоря Добужинского. 1902 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Но наш «странствующий энтузиаст», или того лучше «молодой Вертер» им бы не был, если бы он не увековечил любимого брата Игоря в Олите! И такой портрет, украшающий нашу великолепную «олитскую» галерею, был им создан в 1903 году. Надпись справа, абсолютно эпическая: «Птица фрукт отчаянный!» Птица, кстати, в немалой степени (по носу) смахивала на горного орла, что наблюдательный и «остроглазый» Мстислав Валерианович сфокусировал в великолепном шарже на предыдущем рисунке.
М.В. Добужинский. Портрет брата Игоря, кадета Псковского КК, в белой летней рубахе. 10.06.1903 г. Из кн. Мстислав Добужинский. Изд. Михаил Царев. М. 2012.
Однако в процессе моих поисков выяснилось, что и портрет Игоря далеко не последний в «олитской» галерее. В этом же 1903 году, художник нарисовал и любимую дочь Верочку (тоже гостившую у дедушки), думаю это было сделано с разницей в несколько дней с портретом Игоря.
М.В. Добужинский. Портрет дочери Веры. Олита. Июнь. 1903 г. Из кн. Мстислав Добужинский. Изд. Михаил Царев. М. 2012.
А теперь возвратимся вновь живописным пейзажам удивительного литовского местечка, под названием Олита, некоторые пейзажи которого действительно привлекают нас своим внутренним напряжением...
М.В. Добужинский. Пейзаж. 1901 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Мы еще увидим эти головы, или «анатомические препараты», когда повествование пойдет об учебе у Холлоши и Ашбе, а пока наше внимание привлекает Олита, некоторые пейзажи которой действительно привлекают нас своим внутренним напряжением...
М.В. Добужинский. Просека. 1901 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
М.В. Добужинский. Березки. 1901 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Внутреннее душевное состояние автора, находясь в гармонии с окружающей природой (мы можем судить об этом по его письмам и воспоминаниям), находит свое отражение в его произведениях. Стоит взглянуть на эти две истрепанные ветрами березки на обочине. Даже на слегу не годятся... Лишь только для костра усталого путника, чтобы согреться.
М.В. Добужинский. Березки на обочине. 1901 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Или одинокий пень, среди леса, как немое напоминание, что совсем недавно здесь «прогулялся топор дровосека» и кого то убыло - сосны, или ёлки...
М.В. Добужинский. Пень. 19.07.1901 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Далее, похоже художник изобразил вьезд на территорию артиллерийских казарм со сторожевой будкой, которая должна находиться за размеченным черно-белыми полосами дорожным столбом.
М.В. Добужинский. Застава. 1901 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
А здесь, на следующем рисунке, мы видим забор окружающий военную артиллерийскую часть в которой служил отец художника.
М.В. Добужинский. Забор. 1901 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Заканчивает наш вернисаж рисунок 1902 года, «Зимняя дорога в Олиту». Он настолько понятен и характерен для нашей жизни, что его не надо даже комментировать... Лишь только житель Москвы или Петербурга, никогда их не покидавший, может спросить, о чем это я? Кстати до этого момента (моей публикации), считалось что Добужинский в январе 1902 года в Олите не был! Теперь, мы знаем, что он там был, виделся со своим любимым отцом и рисовал...
М.В. Добужинский. Зимняя дорога в Олиту. 6 января 1902 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
М.В. Добужинский. Зимняя дорога. 6 января 1902 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
Были, впрочем, этому и свидетели!
М.В. Добужинский. Молчаливый свидетель. 1902 г. 11,8 х 17,3. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №79а.
КОММЕНТАРИИ:
[3]. Шимон Холлоши (венг. Hollósy Simon; 2 февраля 1857, Сигет, ныне Румыния - 8 мая 1918, Тячев, ныне Украина) - венгерский художник армянского происхождения. В историю искусства конца XIX - начала XX в. Холлоши вошел не только как живописец, но и в еще большей степени как педагог. У него учились не только крупные венгерские художники, но и мастера из Германии, Польши, России. Антон Ажбе (словен. Anton Ažbe; 30 мая 1862, Доленьчице, Словения - 6 августа 1905, Мюнхен) - австро-венгерский художник словенского происхождения. Методика Ажбе была направлена на развитие сознательного «мышления формой», индивидуальных способностей учеников и выработки ими собственной творческой манеры. Большое внимание Ажбе уделял изучению рисунка и считал его необходимой частью художественного образования.
[4]. М.В. Добужинский. Письма. Под ред. Г.И. Чугунова. СПб. 2001. С.59 (письмо отцу, конец февраля 1900).
М.В. Добужинский. На рождение дочери Веры, август-сентябрь 1901 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №76.
©V.Naboichenko.