ЛНБ им. М.МАЖВИДАСА. АРХИВ М.В.ДОБУЖИНСКОГО. НАХОДКИ И ОТКРЫТИЯ. ИССЛЕДОВАНИЯ И МАТЕРИАЛЫ.

Sep 29, 2024 11:32


          ДЕРЕВНЯ СЕМЕНОВКА В ЖИЗНИ, ТВОРЧЕСТВЕ И

ВОСПОМИНАНИЯХ М.В. ДОБУЖИНСКОГО. II.

Изображенный на следующем рисунке дом Василия Дмитриевича Оголина одного из соседей Михиных, Мстислав не раз посещал. Я читал об этом в его записных книжках, написанных трудноразборчивым почерком и с массой сокращений понятных лишь автору этих записок. Это был довольно большой деревянный дом, крытый железом, с вместительной верандой выходящей на улицу, на которой хозяева со своими гостями часто устраивали многолюдные летние застолья.



М.В. Добужинский. Дом Вл. Дм. Оголина. Семеновка. 20.VII.1903 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №147.

Через две недели после выхода этой статьи, работая в ЛНБ в Вильнюсе, я с немалой радостью для себя обнаружил прекрасный и довольно выразительный портрет Василия Дмитриевича Оголина сделанный Мстиславом Валериановичем в 1915 году. На нем изображен бывший военный, человек верующий, православный, твердых взглядов и убеждений, с достоинством и неторопливо ведущий беседу. Собеседником его я думаю является сам Мстислав Валерианович Добужинский... В «Воспоминаниях», Добужинский пишет, что он потихоньку зарисовал всех своих деревенских знакомых. В настоящее время эти рисунки разбросаны по различным музеям, несколько портретных зарисовок хранится в ГРМ. Все что будет найдено мною в ЛНБ, будет опубликовано здесь.



М.В. Добужинский. Портрет Вас. Дм. Оголина. Семеновка. 1915 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №422.

Надо отметить, что Мстислав не забывал в далеком Петербурге своих семеновских друзей и знакомых и старался как мог им помогать. На листочке из его ежедневника, во второй строке мы видим, что для Василия Дмитриевича Оголина надо было раздобыть справку о гербе Оголиных.



1-я страничка из ежедневника М.В. Добужинского за 1903 г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2219.

А сейчас перед нами, справа, узкая излучина реки Ржавки в ивовых зарослях по обе стороны, чуть левее, впереди, на возвышенности, распаханные поля, с темными разрезами оврагов, а вдалеке, у самого горизонта, ветряные мельницы... застыли. Царство покоя!

«Меня удивляли замысловатые острые формы длинных оврагов, бегущих по склонам котловины, на дне которой текла эта речка, и я любовался шахматным узором разноцветных полей. Эти «скатерти» и «полотенца» ржи, гречихи, овса и плантации табаку - каждая имела свой цвет и, на языке художников, свою «фактуру поверхности».



М.В. Добужинский. Пейзаж. 1904 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №158. На обороте написано: М. Добужинский.

Помните: «...а за садом выросла осиновая рощица, и я больше всего любил валяться там на траве между тоненькими стволами, где всегда было прохладней и дул ветерок, и глядел на трепещущую листву молоденьких осин.» Только прошло с тех пор десять лет, и от сада остались одни молодые саженцы и вид рощи, тоже скорее всего изменился. На странице 218 «Воспоминаний», Добужинский пишет о печально вырубленном саде около маминого дома... Г.И. Чугунов, в комментарии пишет об этом: «Ряд подобных сюжетов, исполненных в карандаше, хранится в секторе рукописей ГРМ. Некоторые из этих мотивов стали основой для будущих произведений, например акварели «Вырубленный сад» (1904, местонахождение неизвестно)...»



М.В. Добужинский. Вырубленный сад. Слева написано 5.VII.04. Справа в углу: МД. 1904. Семеновка. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №167.

На рисунке ниже, сидящая у окна жена Добужинского Елизавета Осиповна урожденная Волькенштейн. Летом  1904 года, супруги вместе с дочерью Верой и годовалым сыном Ростиславом (Стивой) посетили Семеновку. Далее, повторюсь: «У окон стоял длинный старинный рояль палисандрового дерева с пюпитром для нот в виде лука со стрелами и зеленые кадки с высокими фикусами...» Как это ни странно, поездки в Семеновку в начале 1900-х годов почти не нашли отражения в опубликованном уже эпистолярном или мемуарном наследии Мстислава Валериановича. Возможно мне что то удастся найти в ЛНБ, и тогда эта публикация о его Семеновском бытии будет дополняться.



М.В. Добужинский. Лиза у мамы в ее домике. Справа в углу: МД. 15.VII.1904. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №168.

На обороте, слева вверху: Лиза у мамы в ее домике. Лето 1904 г. Внизу справа написано: Собственность Е.О. Добужин.



Оборот предыдущего рисунка. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №168.

Следующая акварель «Кладбище в Инжавино», делалась художником в нескольких вариантах и разумеется вначале были подготовительные рисунки, которые мы увидим позднее, когда будем смотреть альбом 1904 года.



Слева в углу: М. Добужинский. Инжавино. Тамб. г. 1904. Акварель. 22,7 х 28,3 см это примерно средний размер всех акварелей и рисунков. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №169.

В «Воспоминаниях», на странице 218, художник немногословно пишет о своем пребывании в гостях у матери в 1904 году:

«Недолгое пребывание в деревне у моей матери было очень продуктивным, я нашел в Семеновке и селе Инжавино множество курьезных мотивов - золотой крендель у сельской булочной, резные кладбищенские ворота со столбами, увенчанными жестяными луковицами, домики с зеленой крышей и железным кружевом на дымовых трубах, деревенскую улицу - серая линия изб с одинаковыми крылечками - и около маминого дома печальный вырубленный сад.»



Оборот предыдущей акварели. Рукой художника написано: М. Добужинский. Кладбище (1904). ЕОД. Собс. Е.О. Добужинск. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №169.

Вскоре, мы увидим все эти, без преувеличения шедевры, но хочется сказать еще несколько слов, об этой именно акварели. В 1976 году Всеволод Мстиславович Добужинский из США попросил сделать для него цветной слайд этой работы и еще нескольких. На регистрационном листике ниже, мы видим: 1. 24/V- <19>74 г., талантливейшая искусствовед, заведующая отделом живописи конца XIX - нач. XX века Государственной Третьяковской галереи Алла Павловна Гусарова (боже, как давно это было!) изучала этот фонд; 2. Цветной слайд для сына художника В. Добужинского из США (JAV) 1976.Х.27.



Регистрационнный лист архивной папки ЛНБ. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №169.

Прощаясь с акварелью «Кладбище в Инжавино», я с грустью понимаю, что это та часть нашего прошлого, которая безвозвратно ушла и  скорее всего никогда не вернется, так как безнадежно и безжалостно исковеркана наша память и наша история, как и само восприятие мира и нашего в нем бытия.

Далее мы видим, восхитивший Добужинского в селе Инжавино - золотой крендель у сельской булочной, известной местным жителям, как булочная Молоденкова. Все умиляет в наружном облике дома Молоденкова, фонарь у скамейки, и плетеный крендель, и богато и затейливо украшенная водосточная труба со смешливой драконьей рожицей на конце. Прекрасен и схваченный художником фрагмент вывески булочной, сделанной по мотивам известной сказки. Так и вспоминается, - колобок... колобок! Хочу так же заметить, что подготовительные эскизы к этому произведению, немного отличаются, но это мы увидим позже, уже в альбоме.



М. Добужинский. У булочной Молоденкова. 1904. Акварель. 23,7х28,0. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №171. На обороте, рукой художника: М. Добужинский. Цветной слайд этой акварели Всеволод Добужинский тоже запросил.

Именно этот вариант акварели, был позже литографирован и издавался в различных изданиях под названием «Сельская булочная».



М.В. Добужинский. «Сельская булочная». Литография. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №1012, L.1.

А теперь, пришло время альбома для эскизов Мстислава Добужинского за 1904 год. Альбом постепенно заполнялся набосками,  эскизами, рисунками и акварелями во время пребывания в Семеновке, а также поездок по Тамбовской губернии, а именно, Инжавино, Кирсаново и Тамбову. Сначала вернемся к «Воспоминаниям», в которых об этом написано очень кратко:



Обложка альбома для эскизов М.В. Добужинского за 1904 г. 11,7 х 16,5. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

«Год 1904 был неспокойный, несчастная и бессмысленная японская война начала расшатывать все устои, пошли политические волнения, забастовки и «аграрные беспорядки». Несмотря на все это, летом я поехал с женой и двумя маленькими детьми, Верочкой и Стивой, в Тамбовскую деревню к моей матери знакомить ее с моей женой - в Кирсановском уезде было тихо.



М.В. Добужинский. Вета и Стива. 12.VI.1904 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.



М.В. Добужинский. Портрет няни Веты. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

Взяли с собой и няню, племянницу моей собственной няни, Марьи Осиповны, - Вету (Елизавету), и моей жене пришлось впервые пожить в очень примитивной деревенской обстановке. Появление в этом старосветском гнезде красивой и нарядно одетой дамы было, ко нечно, событием.



М.В. Добужинский. Портрет Е.О. Добужинской с сыном Стивой. 1904 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

Она побывала у всех соседей, терпеливо тряслась на бричке по деревенским ухабам. С моей мамой у нее сразу установились самые лучшие отношения, несмотря на ее [мамы] невероятную требовательность к людям. Ей нравилось, что моя жена так безукоризненно говорит по-французски, отлично играет на рояле и так прекрасно воспитана, и с гордостью она ее возила всюду «показывать». (Сама моя мать не выезжала из деревни уже много лет, и лишь в 1910 г. мне удалось ее «выписать» в ненавистный ей Петербург.)»

Следующая акварель называется «На станции Кирсанов», сюда в уездный город Кирсанов, на поезде, в первой половине июня приехали Добужинские. Это очередной укромный уголок замеченный острым глазом художника. Сквозь заросли едва просматривается деревянный, решетчатый павильон станции, покрашенный в темно-зеленый цвет. Великолепным желто золотистым букетом в центре пейзажа, восхищает нас желтая акация, растущая повсеместно в средней полосе.



М.В. Добужинский. На станции Кирсанов. 1904 г. Рис., кар., аквар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

Неравнодушный к природе художник, не удержался, чтобы не зарисовать для нас трепещущую на легком ветерке осиновую веточку...



М.В. Добужинский. Веточка осины. 15.VI.1904 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

Почему-то избегая рисовать маленькую Верочку, художник более наблюдает за сыном Ростиславом (Стивой), очевидно в этот момент занятым какой-то забавной и возможно любимой игрушкой в руках.



М.В. Добужинский. Стива. 1904 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

А этот набросок, я думаю стал мотивом для создания прекрасной акварели с гуашью сделанной 16.VII.1903, которую мы видели ранее.



М.В. Добужинский. Колея между полей. 1904 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

А сейчас мы видим, значимый момент вечности схваченный художником очевидно в ту пору увлекавшимся идеями русского, а скорее вообще космизма. На этой акварели изображено то, что делали и будут делать вечно: пахать, бороновать и сеять... Орать! Так говорило на разных языках человечество испокон веку!



М.В. Добужинский. Страда. Справа написано, вдоль поля: Инжавино. 20.VI.<1904 г.> Рис., кар., аквар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

Примерно так Добужинский попытался изобразить на своем рисунке, в этом альбоме свои представления об этом. Интересно было бы, пронаблюдать и увидеть его дальнейшие поиски в этом направлении...



М.В. Добужинский. Вечность. 1904 г. Рис., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №84.

ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:

©V.Naboichenko
Previous post Next post
Up