С огромной благодарностью, всем добрейшим и
интеллигентнейшим сотрудникам Отдела рукописей и
редких книг Литовской Национальной Библиотеки
имени Мартинаса Мажвидаса, за помощь и терпение.
Путешествие по Волге. Май 1898 г. I.
В мае 1898 года, Мстислав Валерианович Добужинский путешествовал по великой русской реке Волге, направляясь в гости к своей матери в деревню Семеновку. Целью данной публикации является показать читателю начало становления будущего большого, разностороннего и очень талантливого художника, который в этом году познакомился с работами художников знаменитого обьединения «Мир искусства». До этого он посещал Петербургскую рисовальную школу княгини Тенишевой (1896), художественную школу Н.Д. Дмитриева-Оренбургского (1897, весна) и с октября 1897 перешел в частную художественную школу Л.Е. Дмитриева-Кавказского.
Карточка ученика школы Л.Е. Дмитриева-Кавказского - М.В.Добужинского. 1896г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. F.30, apr.1. №5.
Естественно, имея уже достаточные навыки по рисованию он делал путевые зарисовки и краткие дорожные записи. Его довольно расхристанный дневничок той поры бережно хранится в ЛНБ. Впервые увидев этот дневничок, я подумал, что Добужинский не раз возвращался к нему, чтобы кое-что поподробнее вспомнить (некие дорожные впечатления, ощущения и пр.). Эти дорожные впечатления и образы, вполне могли вызывать в нем некие ассоциации при работе над такими произведениями как «Князь Игорь», «Борис Годунов» и другими. Мстислав Валерианович был человеком именно такого типа, в этом я не раз убеждался… Он был горазд очень многое выдать, что называется «на-гора», но изначально должен был, как бы аккумулировать заряд… Конечно, литературный стиль молодого Добужинского, оставляет желать лучшего, но впоследствии он эти свои пробелы устранит, выходя порой на уровень лучших наших классиков. Как пример, и чтобы не выглядеть голословным, приведу несколько поразивших меня строк из его знаменитых «Воспоминаний»:
«Я пережил в Петербурге все революционные годы. С революцией 1917 года Петербург кончился. На моих глазах город умирал смертью необычайной красоты, и я постарался посильно запечатлеть его страшный, безлюдный и израненный облик. Это был эпилог всей его жизни - он превращался в другой город - Ленинград, уже с совершенно другими людьми и совсем иной жизнью.»
Лучше Мстислава Валериановича это не удалось изобразить никому! Литография. Исакиевский собор. 1921 г. Собрание автора публикации.
А у нас, читающих Мстислава Валериановича, что называется в оригинале, навсегда останется в памяти его «легендарно» разухабистый и едва разборчивый почерк, за который он не раз получал нагоняи от друзей.
На черной обложке, полукруглым штихелем вырезано «1898», а чуть ниже, римскими цифрами вырезаны месяцы ведения записей I - V, т.е. с января по май. Формат дневничка 11,6 х 7,8 см.
Обложка дорожного дневника М.В.Добужинского за 1898г. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2215.
1-е дополнение, через месяц после публикации:
Приехав в ЛНБ в очередной раз, и получив следующие заказанные папки из архива М.В.Д. я с восторгом однаружил альбом от 1897 года с качественными рисунками сделанными во время этого же путешествия. У Мстислава Валериановича, была такая привычка! Он мог, вести одновременно - дневничок с набросками и уже вечерком, по свежим т.с. впечатлениям делать альбомчик (итоговый), который не стыдно показать даже коллегам... Ими, рисунками из альбомчика, я и буду дополнять этот рассказ! Кстати, вы поняли, почему эту тему в альбоме не нашли отечественные исследователи? Потому, что экономный М.В. ею продолжил незаконченный альбом 1897 года «За границей в 1897 г.», сделанный по впечатлениям путешествия по Германии и поездки в Вильно. Мы к нему еще вернемся, поверьте...
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
Открывается тема 1898 года в альбомчике, очень красиво, для меня, даже ностальгически, ведь часть моей биографии тоже связана с Волгой...
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
В дневничке же, первыми идут листочки с дорожными зарисовками, похоже Мстислав Валерианович, просто отделил примерно необходимое количество листочков на зарисовки, и далее делал уже дорожные записки о своих впечатлениях. Начнем с зарисовок. Первый рисунок с изображением набережной города Твери, говорит нам о том, что в мире нашем многое, очень изменилось… Ничего похожего («На берегу пустынных волн…») на этот весьма схематичный и неподробный рисунок, мы в наше время уже не увидим. Пред нами же, теперь, в наше время «лишь широко Река неслася…», и поперек нее мосты… Мстислав Валерианович, прилежно проставлял дату и время создания произведения, 9 часов, 15 мая.
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Портрет однокурсника по университету Николая Виноградова. 18 мая 1898 г. Лист №37. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
Из трудночитаемых (ох уж этот «знаменитый» с юности почерк!) дневниковых записей получается, что до Твери Добужинский, со своим однокурсником по университету Николаем Виноградовым добирался на поезде: «<4> Мы с Николаем спали в другом вагоне на полках. До сна стояли все время на площадке. Воздух и дух - довольно хороший! 15-е, в Тверь прибыли в 8-м часу. Въезд в город напоминает Псков. Осмотреть ничего не успел. Я пошел было в город за съестным, да поспешать надо было на пароход. Названия улиц очень душеспасительные: Трехсвятская, Мироносицы. На одной из улиц бульвар из вывесок, большинство черные. Много парикмахеров, цыган, против обыкновения. Хороша набережная на высоком берегу. Чугунные перила у главного собора синие и главы со звездами.
М.В.Добужинский. Вид Твери со стороны Волги. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2215.
В сад не попал, он к реке выходит. Ни у кого нет сдачи, даже гривенника. Город оставил впечатление славное. Погода хороша!»
В альбомчике, Мстислав Валерианович изобразил лопоухого юного гимназистика, стоящего на палубе парохода «Никса» на фоне города Твери. Наверное таким он помнил себя, потому и сделал, что называется «по мотивам». Дата 15-е мая 1898 года.
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Юный гимназист на фоне города Твери. Лист 32. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
<5> Волга везде узенькая. Едем по фарватеру означенному рядом красных буйков-конусов, вечерний на каждом фонарь. Пароходец «Никса», взяли билеты в 2-го класса <…>. Сидим на площадке наверху. Спутники: желчный господин в бурке и охотничьих сапогах, любитель энергичных слов. Пока интересного мало, болтаем и угощаем нашу старушку Нумдину. <…> Погода сначала чудесная, испортилась - пошел дождь и громыхать начало. Величественно это на воде. Берега довольно однообразны. Местами леса, много сел с хорошими церквами, сколько из них построено на копеечки, собранные дядей Власом.
Пароход "Никса", постройки 1857 г. Бельгия, завод Коккериль. Public domain.
Волга извивается, иной раз пойдет прямо - ширью захватит. Гладко на воде сперва было, облака столбами отражались, а к вечеру покачивало крохотку, ветер сильный задул.»
Далее идет рисунок с изображением мужественного и непреклонного борца со стихией - капитана волжского парохода «Никса», очевидно понравившегося нашему молодому художнику.
М.В.Добужинский. Капитан на «Никсе». Вильнюс. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. F.30, apr.1, №2215.
В левом углу, художник изобразил двух пилигримов (по виду), обретших твердую почву и устремившихся к неведомой нам цели своего путешествия… (Мне все не давала покоя мысль, кто же это такие, эти пиллигримы? И вот обратясь к знаменитым «Воспомининаниям» М.В.Д., в главе «Новгород», я прочел: «Дедушку моего, Тимофея Егоровича, я очень любил - он был добрый и ласковый со мной, но на вид был строгий, был очень большого роста, с длинной седой бородой, ходил в широкополой фетровой шляпе и с высокой тростью с серебряным набалдашником, как это приличествовало духовной особе его ранга». Вот, все и прояснилось... Далее М.В.Д. пишет о деде: «В доме бывало много офицерства - церковь деда была причислена к артиллерийскому ведомству. У дедушки были долголетние и, по-видимому, очень хорошие и простые отношения с великим князем Михаилом Николаевичем (шефом артиллерии); последний был даже крестным отцом младшего сына дедушки, моего друга детства5 , и дед в свои редкие приезды в Петербург (он всегда останавливался у нас) каждый раз неизменно навещал великого князя запросто, хотя и надевал все свои регалии, среди которых был Владимирский крест и медаль за турецкий поход 1877 г.»
А следующий в блокнотике, карандашный портрет лоцманши, старушки Нумдиной, является ярчайшей иллюстрацией для бессмертного некрасовского произведения: «Есть женщины в русских селеньях…»
Для тех, кто не знает, лоцман в то время - это проводник судов, хорошо знающий фарватер. А волжский фарватер, штука сложная, особенно в то время… Можете мне поверить. В дневничке Добужинский записал: «Лоцманше 63 года, сын у нее дурачок…», типичный случай, когда в этом возрасте приходится работать.
М.В.Добужинский. Старушка Нумдина, лоцманша. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2215.
Следующая пристань в 102 километрах к востоку от Твери, была купеческое село Кимры, тогдашний центр обувной промышленности. На рисунке мы видим Покровский собор в Кимрах со стороны Владимирского съезда. Речной пароходик «Никса», на котором путешествовал Мстислав Добужинский, судя по времени, указанном на рисунке, преодолел это расстояние за 11 часов, что довольно неплохо.
Итак, вернемся к дневничку: «<5 продолж.> В Кимрах пароход остановился на ¼ часа, сбегали наверх, на <6> крутой берег. Большая церковь с 5 главами, кругом зелень. Село лучше любого уездного города, улица мощеная циклопическими камнями без тротуаров, все каменные дома, видна гостиница, возле нее пожарная дружина с каланчей;»
М.В.Добужинский. Вид на Покровский собор со стороны Владимирского съезда в Кимрах. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2215.
А вот в альбомчике, эти Кимры уже живописны, тем более, что художник блеснул еще и репинской темой. Правда его «бурлаки», более напоминают сюжет с древней иконы, где святой (или странник) более умоляет, чем заставляет лошадей поднатужиться...
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Вид на собор в Кимрах и реку Волгу с бурлаками. Лист 33. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
Рисунок на следующем листике, в альбомчике подписан «За Угличем», 16 мая. В дневнике же, он никак не подписан и, хотя он не изобилует деталями, но определенное настроение автора и влияние мирискусников ощущается…
М.В.Добужинский. Вид на храм в окресностях Углича. Лист 34. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2215.
В альбомчике он уже добротно сделан, и на мой взгляд с претензией на открыточный сюжет с видом реки Волги. Вполне возможно, у Добужинского и была мысль выпустить серию открыток с видами волжских городов...
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Вид на храм в окресностях Углича. Лист 34. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
Ну, и куда ж нам без дневничка, идем дальше:
Купил у пристани кусок рыбы соленой (ужасная дрянь) и булку. «Никса» наша убийственно медленно ползет, чуть не по 7 верст в час. Предстоит, кажется, приятная перспектива «<6> опоздать в Рыбинск к отходу самолетского парохода [1]. Что-то уже теперь на 2 ½ часа отстаем. Подняли ропот, только представив себе удовольствие торчать целые сутки в Рыбинске. Будем писать тогда письмо в газету. Так и есть, пароход нас надул и недолго думая мы остались в Рыбинске.
Перекочевали на другой пароход «Кн. Юрий Суздальский», купили билет до Саратова и нам отвели отдельное купе. Пароход великолепный, трехгодовой, куда лучше «Никсы» без всяких даже сравнений [2]. И капитан (вроде Цимакуса), и помощник вроде (Рабиновского) пре-любезны.
Открытка 1900-х гг. Public domain.
А прислуживает нам, как уверяет Колька, беглый помощник попечителя петербуржского учебного округа г. Лаврентьев.
Пошли в город. Очень он нам сначала понравился. Главная улица Крестовая, параллельно набережной, на ней собор красивый стоит, с куполом как у Казанского собора в Петербурге, и все лавки. Пошли обедать в гостиницу к Коновалову. Нажрались прямо сказать, осетриной по-русски и антрекотом.
<7> Пошли мыкать дальше по бульварам. Хорошеньких ни одной. Все попадались одни и те же рожи. Бульвар паршивый, а сада городского нет! Театр из красного кирпича, он же ломбард! На почте (непорядки) послали телеграмму в Вильну, высылайте дескать деньги в Саратов (это все Колька). Гимназисты распущены, соперничают со студентами в ухаживании. Директор тоже хорош, фланирует по бульвару в белых перчатках и в генеральской форме.
<8> Набрели на старую церковь. Золотая глава, чешуйчатого свойства. Под ними резной поясок. Домики все маленькие, очень много колбасных и беременных женщин, а также множество часовен и образов на улицах, а народ матюкается напропалую. Вдруг дождь пошел, куда ж деваться, зашли к Кюба и расточили в безумной оргии 3 гривенника: уничтожили порцию чая. Нравы здесь симпатичные, без нашего спросу подливают кипятку в чайник. Затем пошли Гай Гай, купив свечу, ибо электричество не горит.
17.05. Утром Николай играл на рояле. Пока месть мы одни на пароходе. Пошли опять в город, купили съестного, воблу, вместо обеда у Коновалова - дерет не по-христиански, и обед сегодня г… Купил кустарный ящичек. Коля не помешал мне купить еще старинный крест с эмалью. Не могу успокоиться.
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Вид на город Романов-Борисоглебск. Лист 35. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
На пароходе не обедаем, едим воблу (превосходная штука) и запиваем чаем. Да колбасы уже съели фунт. Выехали из Рыб<инска> в 3 часа. Пошли берега <9> чудесные. Подъезжаем к Романову-Борисоглебску. Романов на левой стороне. Волга повернула и предстал чудный вид: белые церкви и башни на крутом берегу. <…>
Очевидно Мстиславу Валериановичу запомнился некий архитектурный элемент (фрагмент картуша, оригинальная лепнина и пр.) и он на обороте листа 35, его зарисовал.
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Архитектурный элемент. Оборот листа 35. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
МЫ В ЯРОСЛАВЛЕ! Пишу на бульваре. Чудесная набережная, высоченная. Около 90 ступенек, круто поднимается над водой. Наверху идет бульвар, все липы. К реке спускаются 2 улицы, над ними два моста переброшены. Пошли гулять, пароход стоит почти 3 часа. Дивная, тенистая аллея лип идет от набережной. Купили охапку ландышей. Сегодня воскресный день, толпы гуляющих, бездна студентов, офицерье. Вкуса в нарядах, намека на их изящество, не ищи… Попусту кружили по неинтересным улицам, набрели на старые ворота,
М.В.Добужинский. Лист из дорожного дневника. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №2215, L.10.
<10> видно была раньше стена. У одной церкви прелюбопытный купол - луковица со спирально-диагональными полосами. Наконец нас направили на набережную, там все достопримечательное: и губернаторский дом, и Демидовский лицей, и корпус [3]. Но это в конце набережной, а туда мы не дошли. Сели в беседку над рекой. Солнце село, погода разгулялась…
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Вид в сумерки, на город Ярославль из беседки на набережной. Оборот листа 36. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
На закате, на бледно-зеленом небе, с синими полосами туч, вырисовывались церкви и берег. Огни зажигались на судах и в городе. А когда над нами взошла луна, чисто изумруд, над набережной с ее садами, церковными главами. Волга здесь необъятно широка. И тихо-тихо было под лунным светом. На первой пристани слушали где-то певшего соловья. Потом тучи все затянули…
Альбом М.В.Добужинского 1897 - 1898 гг. Вид на Толгский монастырь под Ярославлем. Лист 36. Рис., бум., кар. ЛНБ им. М.Мажвидаса. Вильнюс. F.30, apr.1, №74.
Вид на Толгский монастырь (ныне женский), радует нашу душу тем что эта святая обитель сохранилась, по крайней мере во всем своем внешнем великолепии! И слава Богу, что в очередной раз, не натворили мы дел...
ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗДЕСЬ:
https://brodiaga64.livejournal.com/53449.html ПРИМЕЧАНИЯ:
[1]. «Самолёт» - одно из трёх крупнейших российских дореволюционных пароходств на Волге. Фирма «Самолёт» была основана отставным капитаном российского флота Владимиром Александровичем фон Глазенапом и титулярным советником Максимилианом Густавовичем Бехагель фон-Адлерскроном 30 октября 1853 года. Пароходство обслуживало регулярные линии по Волге от Твери до Астрахани, по Оке - от Нижнего Новгорода до Рязани, по Каме - до Перми и по Шексне. В 1862 году у «Самолёта» было 25 пассажирских пароходов („Тверь", „Рыбинск", "Ярославль", „Курьер", „Гонец", „Эстафет", „Депеша", „Телеграф", „Быстрый", "Поспешный", „Проворный", "Легкий", "Успех", „Прогресс", „Дж. Коккериль", „Влад. Глазенап", „Русалка", „Нимфа", „Нереида", „Ундина", „Сирена", „Никса", „Дриада", „Сильфида", „Эолина"), в середине 1870-х годов - 38, а к моменту национализации в 1918 году - 42.
[2]. Добужинский ошибается, пароход «Кн. Юрий суздальский был постройки 1896 года и ему было всего два года.
[3]. Добужинский упоминает здесь Ярославский Кадетский Корпус.
©V.Naboichenko.