Генрих Осипович Графтио

Aug 05, 2017 20:16




Генрих Осипович Графтио (14 (26) декабря 1869, Динабург - 30 апреля 1949, Ленинград) - российский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в Российской Империи и СССР, академик АН СССР (1932).



Генрих Графтио родился 14 декабря (26 декабря по новому стилю) 1869 года в городе Динабург в семье железнодорожника, потомка дворянского рода из Нидерландов. В 1888 году окончил Симферопольскую казенную мужскую гимназию. Окончил физико-математический факультет Новороссийского университета в Одессе в 1892 году и Петербургский Институт Корпуса инженеров путей сообщения в 1896 году, с 1896 года по 1900 год изучал гидроэлектрические станции и электрические железные дороги в Европе и США.
В 1900-1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, ГЭС "Белый Уголь" на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга спроектировал и организовал движения электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров (от Адмиралтейской площади по Конногвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта) и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.
С 1907 года преподавал в Петербургском электротехническом институте, с 1921 года - профессор этого института.
Вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Российского Государственного Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах р. Волхов для снабжения энергией столичного промышленного района.
В 1917 году разработал проект сооружения наземного "железнодорожного метрополитэна" от Балтийского вокзала до железнодорожной станции Удельная в Петрограде.
После смены власти, весной 1918 года возглавил Электрожелдор - управление в составе Наркомпути, разрабатывавшее план электрификации железнодорожных магистралей страны.
Через два года стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России и автором разделов плана ГОЭЛРО "Электрификация и транспорт" и "Электрификация Кавказского района".
В январе 1918 года по поручению Ленина составил новую смету "Волховстроя". 14 июля 1918 года был вызван в Москву, в Совнарком, где под председательством В. И. Ленина рассматривался вопрос о возобновлении строительства Волховской ГЭС.
В 1919 году построил на Волхове бараки для рабочих, склады и другие сооружения. По личному указанию В. И. Ленина в 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС, где ещё с 1918 года работал помощником главного инженера и строительство Свирской ГЭС - "Свирьстрой".
Арестован 11 марта 1921 года Петроградской ЧК по делу "Свирьстроя", вместе со всем руководством Волховстроя. Освобождён как "крупный специалист" постановлением о "непричастности к делу" после личного вмешательства Ленина и Кржижановского.
В 1924-1925 годах - директор Ленинградского электротехнического института.
В 1927-1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания.
Работу по сооружению гидроэлектростанций сочетал с научными исследованиями. Под его редакцией публиковались бюллетени, а также "Материалы по исследованию р. Волхова и его бассейна" (1924-1929).
В 1938-1945 годах являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.
Умер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище. Надгробный памятник украшен изображениями и датами основных строек его жизни.
Награждён орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени.
В 1932 году, минуя все промежуточные ступени, становится действительным членом Академии наук.

История, Электрификация, Энергетика, ГОЭЛРО, Россия, Люди

Previous post Next post
Up